Уважаемые коллеги!
Уверена, что у каждого из Вас накопился багаж опыта, которым Вы могли бы поделиться с коллегами.Это будет полезным и для учителей-коллег, и для Вас лично.
Вы сможете систематизировать накопленный материал и получите дополнительные баллы при аттестации.
Ознакомьтесь с действующей рубрикой СМИ на сайте http://edu-frn.spb.ru/smi/
ПРИМЕР
СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТАТЬИ
Рогожина У.К.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКУМАХ
[Аннотация]
В статье описано применение проблемно-интегративного
подхода при создании экологического практикума на примере практической работы
«Эвтрофикация. Как замедлить этот процесс?». Приведены параметры интеграции, их
классификация и примеры их отображения в содержании практикума.
[Актуализация проблемы и её место в современном
образовании].
Экология сейчас перешла в
разряд интегрированных дисциплин. Она включает в себя не только фундаментальные
знания о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их
неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и
функционировании этих систем (Чернова, 1981), но и достаточно крупный блок прикладной
информации. В которую включены ценностно-ориентировочные компоненты,
социально-экономические, а так же знания из различных фундаментальных дисциплин
(химии, физики, географии, математики и др.), в связи, с чем строго
дифференцированный подход к экологическому образованию является неэффективным (Винокурова,
1996). [Основная
идея или цели и задачи] Из чего следует задача внедрения в экологическое
образование педвуза интегративного подхода. В этой связи в экологическое
образование студентов педвузов представляется целесообразным включение
экологических практикумов, разработанных на основе проблемно-интегративного
подхода [Теоретическое
обоснование или теоретические положения] (Винокурова
Н.Ф., Максимова В.Н., Нелюбина Е.Г., Шумейко А.А.). Внедрение интегрированных экологических практикумов в
учебный процесс способствует развитию эколого-педагогической компетентности студентов
в части гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов.
Логика
разработанного интегрированного экологического практикума определяется проблематикой
антропогенного воздействия на биосферу. Каждая работа освещает один из
результатов воздействия человека на окружающую среду: изменение структуры
земной поверхности, энергетического баланса, состава биоты, химического состава
окружающей среды.
[Методика, технология, предложенная автором, могут быть
методические рекомендации].® Здесь приводится в сокращенном варианте, могут быть
добавлены схемы, таблицы, модели, рисунки.
Разрабатывая методический аппарат практикума мы отобрали
содержательные параметры интеграции,
включающие:
- наличие
ценностно-ориентировочных и социально-экономических
компонентов, фундаментальных знаний,
- интеграцию по
экологическим проблемам
- и на основе
деятельного аспекта.
С опорой на «модель компьютерного сопровождения
общеобразовательной и предметной подготовки бакалавров и магистров образования»
(Барабанов, 2007), помимо содержательных параметров были выбраны и праксиологические параметры интеграции,
к которым относятся различные виды и подвиды деятельности, уровни усвоения и типы
использованных информационных ресурсов.
В работе «Эвтрофикация. Как замедлить этот процесс?» перечисленные
параметры интеграции отображаются следующим образом.
В
основе содержания работы лежит проблема преждевременного эвтрофирования водных
объектов, развивающегося в условиях усиленного антропогенного воздействия.
В
работе отражен результат воздействия
человека на окружающую среду – изменение структуры земной поверхности
(замена одной экосистемы другой в результате сукцессионных процессов).
Содержательные параметры интеграции:
Ценностно-ориентировочные
компоненты представлены как информация (в том числе и фото) о водоемах, представляющих
культурную, эстетическую ценность, подвергнутых ускоренному эвтрофированию,
благодаря интенсивному антропогенному воздействию; об источниках загрязнения
водоемов, среди которых и хозяйственно-бытовая деятельность человека (знакомясь
с фотографиями и примерами эвтрофированных озер, зная
о том какие вещества и виды человеческой деятельности вызывают ускоренное
эвтрофирование, будущие специалисты будут учитывать их влияние, на водоем,
планируя свою хозяйственную деятельность).
Социально – экономическая ценность чистоты водных
(культурная, хозяйственно-питьевая, рекреационная значимость водных объектов).
В
работе содержаться фундаментальные знания: химия (формулы веществ, ускоряющих
эвтрофирование и образующихся в его процессе; химические реакции – балансовое
уравнение фотосинтеза, реакция образования сероводорода из метана и сульфата
кальция); экология (иллюстрированное описание стадий эвтрофирования медленно
текущих пресных вод); математика (расчетная задача, связанная с вычислением
объема сероводорода, образующегося в глубинных слоях морской воды); география (примеры
эвтрофированных водных объектов, расположенных в различных частях Земли –
Черное и Балтийское моря нашей страны, озера Севан в Армении, Эри в Канаде,
Мичиган в США).
Так
же следует отметить интеграцию экологического содержания на основе деятельного аспекта. Она отражает объективный процесс
развития прикладных областей экологического знания, таких как
природопользование.(Винокурова, 1996) Содержание работы структурируется в
последовательности: виды деятельности (с/х деятельность, хозяйственно-бытовая,
добыча морепродуктов, промышленное производство) → изменения в природе
(ускоренное зарастание водных объектов) →последствия для человека (уменьшение
запасов чистой воды необходимой для питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного
водопользования) → пути гармонизации отношений человека (общества) с живой
природой (уменьшение сброса сточных вод, водоочистка, применение сберегающих
технологий, экономия расхода воды в быту).
[Вывод и/или результаты и/или дальнейшие пути
разработки проблемы]. Разработанный в данном практикуме методический
аппарат позволяет преподавателю реализовать индивидуальный подход к обучению,
повысить степень самостоятельности студентов в учебном процессе, формировать у
обучаемых многосторонний подход к рассмотрению экологических проблем в
дальнейшей самостоятельной исследовательской и педагогической деятельности.
[Список источников]
Список источников
- Барабанов, В.В.
Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки
студентов естественно-научных и математических специальностей средствами
гуманитарных технологий / В.В. Барабанов [и др.].- СПб.: ООО «Книжный
дом», 2007. – 268 с.
2. Винокурова, Н.Ф. Интеграция экологических знаний /
Н.Ф. Винокурова. – СПб.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы,
1996. – 76 с.
- Чернова, Н.М.
Экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова. - М. Просвещение, 1981.-255 с.
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
Сайт
Электронная
библиотека
Электронная библиотека «Новые технологии
строительства»: заметки о качестве воздуха в помещениях: формальдегид, наши
дома и здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libb.ru
Статья из
электронного журнала
Петербургская семья [Электронный ресурс] : элктронное
периодическое издание / "Имидж-компания "ИК "Артцентуриос".
– СПб, 2006. – Режим доступа: http://www.spb-family.ru
ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Статья из журнала
Аменд А. Ф.
Экологическое образование школьников и студентов / А. Ф. Аменд, А.А Саламат // Вестник
экологического образования. – 2003 - № 4. – с. 13-14.
Книга
Алексеев
С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации / С.В.
Алексеев – СПб, 1994.-56 с.
Монография
Александрова Н.М. Педагогическая система
экологического образования в профессиональных учебных заведениях: Монография/
Н.М. Александрова. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2000. – 144 с.
Памятка
о публикации результатов педагогической деятельности
У меня есть желание опубликоваться,
но я не знаю с чего начать?
Комментариев нет:
Отправить комментарий