понедельник, 14 октября 2019 г.


Справка об итогах Всероссийской проверочной работы по химии в 11-х классах Фрунзенского района от 18.04.2019 года

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации проводила 18 апреля 2019 года Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по химии в 11-х классах.

·        Описание проверочной работы по ХИМИИ

·                                                    Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне.

·        Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе

Федерального
компонента
государственного
образовательного
стандарта
среднего
(полного)
общего   образования по химии,  базовый  уровень
(приказ  Минобразования
России
от
05.03.2004
   1089   «Об
утверждении   Федерального
компонента

государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

·         Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

На   основании     ФК   ГОС    по   химии    базового    уровня    разработан кодификатор,  определяющий  перечень  элементов  содержания  и  перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).

Разработка ВПР по химии осуществляется с учетом следующих общих положений:

·        ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих

программпохимиидлясреднейшколы.  В  Федеральном  компоненте

Государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);

·         проверка сформированности усвоения основных элементов  содержания  курса
химии  осуществляется  на  двух  уровнях  сложности: базовом и повышенном;
·    учебный   материал,     проверяемый      заданиями      ВПР,     отбирается с  учетом

его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.

·                    Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.

В   вариантах представлены задания различного формата. Данные задания имеют различия по требуемой форме записи ответа. Так, например, ответом могут быть: последовательность цифр, символов; слова; формулы веществ; уравнения реакций.

В       работе содержится 4 задания повышенного уровня сложности (их порядковые номера: 9, 10, 13, 14). Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:

· составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь различных классов веществ, и электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;

–- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;

·         моделировать химический эксперимент на основании его описания.

Включенные  в  работу  задания  условно  могут  быть  распределены  по четырем
содержательным
блокам:   «Теоретические   основы   химии»,


«Неорганическая
химия»,
«Органическая
химия»,
«Методы
познания
в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь» (табл. 1).


Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным блокам курса химии

Содержательные блоки курса химии
Количество заданий


Теоретические основы химии
5


Неорганическая химия
4


Органическая химия
4


Методы познания в химии. Экспериментальные
2
основы химии. Химия и жизнь



ИТОГО
15



·        Наряду с усвоением элементов содержания задания, включенные в проверочную работу, проверяют овладение учащимися определенными умениями и способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников. Представление о распределении заданий 2 по видам проверяемых умений и способам действий дает таблица 2.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий
Количество заданий





Знать/понимать:



3
важнейшие

химические
понятия, основные законы и

теории химии, важнейшие вещества и материалы









Уметь:






2
называть изученные вещества по  тривиальной  или

международной номенклатуре





определять/классифицировать:
валентность,
3
степень  окисления  химических  элементов,  заряды

ионов; вид химических связей в  соединениях и тип

кристаллической  решётки;  характер  среды  водных

растворов
веществ;
окислитель   и  восстановитель;

принадлежность   веществ   к   различным   классам

неорганических
и
органических
соединений;

гомологи
и

изомеры;
химические
реакции   в

неорганической  и  органической  химии  (по  всем

известным классификационным признакам)



характеризовать:  s-,   p-   и   d-элементы   по   их
1
положению
в
Периодической
системе  Д.И.

Менделеева;  общие  химические свойства основных

классов    неорганических    соединений,    свойства

отдельных представителей этих классов; строение и

химические
свойства
изученных
органических

соединений















объяснять:зависимостьсвойствхимических
3
элементов и их соединений от положения элемента

в
Периодической
системе  Д.И. Менделеева;

природу  химической  связи  (ионной,  ковалентной,

металлической,  водородной);  зависимость  свойств

неорганических  и  органических  веществот  их

состава  и  строения;  сущность  изученных  видов

химических реакций (электролитической диссоциации,

ионного обмена, окислительно- восстановительных);

составлять уравнения изученных видов химических

реакций




планировать/проводить: эксперимент по получению
3
и   распознаванию   важнейших   неорганических   и

органических  соединений,  с  учетом  приобретенных

знаний о правилах безопасной работы с веществами в

лаборатории  и  в  быту;  вычисления по химическим

формулам и уравнениям





ИТОГО

15





В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности




Процент максимального балла за
Уровень
Коли-
Макси-
задания данного уровня сложности от
сложности
чество
мальный
максимального первичного балла за
заданий
заданий
балл
всю работу, равного 33
Базовый
11
21
64




Повышенный
4
12
36




ИТОГО
15
33
100





·         Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение задания с порядковым номером 3 оценивается в 1 балл. Верное выполнение каждого из остальных заданий базового уровня сложности

оценивается максимально 2 баллами. В случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.

Оценивание заданий повышенного уровня сложности осуществляется на основе поэлементного анализа ответов учащихся. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.


·         Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

·         Условия выполнения работы

Ответы на задания всероссийской проверочной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описываются правила записи ответов к заданиям.

·         Дополнительные материалы и оборудование

В      процессе выполнения работы учащийся использует следующие дополнительные материалы:

· Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; · таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; · электрохимический ряд напряжений металлов; · непрограммируемый калькулятор.

·         Обобщенный план варианта ВПР по ХИМИИ

КЭС (коды элементов содержания) представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ХИМИИ (см. Приложение).

Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

·         Обобщенный план варианта всероссийской проверочной работы по химии за курс 10–11 классов

Проверяемые элементы

Коды
Коды
Уровень
Макс.

содержания




проверяемых
требований к
слож-
балл за







элементов
уровню
ности
выпол-







содержания по
подготовки
задания
нение







коди-
по кодифи-

задания







фикатору
катору











ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ










1
Чистые вещества и смеси.


1.3.3
2.5
Б
2

Научные
методыпознания

4.1




веществ
и

химических






явлений. Роль эксперимента и






теории в химии

















2
Состав
атома.
Протоны,

1.1.1
2.3
Б
2

нейтроны,
электроны.







Строение

электронных






оболочек атомов


















3
Периодический

закон

и
1.1.1
1.1
Б
1

Периодическая

система

2.3



химических
элементов
Д.И.





Менделеева








4
Виды
химической
связи.
1.2.1
2.4
Б
2

Вещества
молекулярного
и
1.2.3




немолекулярного строения. Типы





кристаллических решеток










НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ









5
Классификация и номенклатура

2.1
2.2
Б
2

неорганических соединений






6
Характерные

химические
2.1
2.4
Б
2

свойства
простых
веществ
2.2




металлов и неметаллов.


2.3




Характерные

химические





свойства
оксидов
(оснόвных,





амфотерных, кислотных)







7
Характерные


химические
2.1

2.4
Б
2

свойства  оснований, амфотерных






гидроксидов,
кислот,
солей






(средних)


















8
Электролитическая диссоциация.
1.3.4

2.2
Б
2



Сильные и
слабые
1.4.2





электролиты. Реакции













ионного











обмена. Среда


водных






растворов: кислая,








нейтральная, щелочная






9
Реакции

окислительно-

1.4.3

2.2
П
3

восстановительные


















10
Взаимосвязь

неорганических
2.8

2.4
П
3

веществ






























ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ












11
Классификация
и
номенклатура
3.1

2.2
Б
2

органических соединений.

3.2





Теория
строения
органических






соединений.  Углеродный  скелет.






Радикалы.

Функциональные






группы.    Гомологический   ряд,






гомологи. Структурная изомерия.






Типы
химических
связей
в






молекулах


органических






соединений











12
Характерные


химические
3.3

2.4
Б
2

свойства:
алканов,

алкенов,
3.4





алкадиенов,
алкинов,
аренов;







3.5





кислородсодержащих

















соединений: одно-  и









многоатомные



спирты,







фенолы,



альдегиды,







однооснóвные

карбоновые







кислоты,
сложные эфиры,







жиры,




углеводы;







азотсодержащих











соединений:




аминов,







аминокислот, белков

















13
Проведение
расчетов
количества
4.5

2.7
П
3

вещества,  массы  или  объема  по






количеству  вещества,  массе  или






объему одного из реагентов или






продуктов реакции.










Природные



источники






углеводородов:

нефть
и






природный газ





















14
Взаимосвязь между




3.3

2.4
П
3

основными
классами



3.4





органических веществ











3.5

































МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

15
Проведение расчетов с
4.5
2.7
Б
2

использованием понятия





«массовая доля вещества в





растворе»











Всего заданий – 15; из них по уровню сложности: Б – 11; П – 4.

Максимальный балл за работу – 33.


·                           Распределение первичных баллов


Общая гистограмма первичных баллов
На Диаграмме 1 дано распределение первичных баллов на общей гистограмме. Процент учащихся, получивших низкие баллы: от 0 баллов до 10 баллов, очень маленький. Невелик процент учащихся, получивших высокие баллы: 32 баллов и максимально 33 балла. Наибольшее количество учащихся (8 % учащихся) получили 21 баллов, что соответствует хорошему уровню выполнения работы.

Из Диаграммы 1 видно, что наибольшее количество учащихся района получили за мониторинг от 20 баллов до 27 баллов – 56,5 % учащихся. Наименьшее количество учащихся района получили за мониторинг 7 баллов – 0,2 % учащихся, что ниже проходного минимума за работу.

18,3 % учащихся района получили за мониторинг от 28 баллов до 33 баллов, что соответствует очень хорошему результату.

·         Распределение первичных баллов по вариантам








Количество учащихся, получивших баллы































Вариант
7
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Кол-во
уч.
11
















1








1


























13


2
4
2
5
3
7
11
7
11
24
16
18
17
19
19
21
6
20
13
12
3
2
242



























14
1
3
2
2
4
9
13
9
15
17
23
14
19
14
19
13
11
15
8
6
7

5
4
4
237


























Комплект
1
3
4
6
6
14
16
16
26
24
34
38
35
32
36
32
31
36
14
26
20
17
7
6
480





























В Таблице 3 представлено распределение первичных баллов по вариантам.

Выводы:

Из таблицы 4 видно, что низкий процент выполнения заданий учащимися Санкт-Петербурга и Фрунзенского района получен при выполнении заданий №3, 7,9,, 13, 14. 15. Обращает на себя очень низкий процент выполнения задания №3 в ОУ №603,364,205.

С  заданием №9 плохо справились учащиеся из ОУ №153,205,359,364,443,301.Наиболее сложным оказалось задание №13 для учащихся из ОУ № 153,359,364,443,448,603.


Задание №14 вызвало серьёзные затруднения у учащихся из ОУ №153,226,364,448,313,359,318.

И, наконец, очень низкий процент выполнения задания №15 показали учащиеся из ОУ № 364,368,603,313.


При выполнении остальных заданий результаты у учащихся Фрунзенского района мало отличаются от результатов по Санкт-Петербургу и по Российской Федерации.

Отдельные задания вызвали затруднения у учащихся различных ОУ.


Задание №10 (повышенного уровня сложности) вызвало затруднения у учащихся из ОУ № 153и №359.

Из таблицы 5 видно, что низкий процент выполнения заданий учащимися Санкт-Петербурга и Фрунзенского района получен при выполнении заданий №3, 7,9,, 13, 14. 15. Обращает на себя очень низкий процент выполнения задания №3 в ОУ №603,364,205.


С  заданием №9 плохо справились учащиеся из ОУ №153,205,359,364,443,301.Наиболее сложным оказалось задание №13 для учащихся из ОУ № 153,359,364,443,448,603.


Задание №14 вызвало серьёзные затруднения у учащихся из ОУ №153,226,364,448,313,359,318.


И, наконец, очень низкий процент выполнения задания №15 показали учащиеся из ОУ № 364,368,603,313.


При выполнении остальных заданий результаты у учащихся Фрунзенского района мало отличаются от результатов по Санкт-Петербургу и по Российской Федерации.


Отдельные задания вызвали затруднения у учащихся различных ОУ.

Задание №10 (повышенного уровня сложности) вызвало затруднения у учащихся из ОУ № 153и №359.

В 2019/2020 учебном году по итогам ВПР адресная методическая помощь должна быть направленна на работу с ОУ №364, № 359, № 443.


·         Анализ выполнения заданий

·        Выполнение заданий группами учащихся

(в % от числа участников)

Максимальный первичный балл: 33

Таблица 4





В Таблице 4 дано выполнение заданий группами учащихся (в процентах от числа участников), в ы п о л н и в ш и х з а д а н и я «0-12», «13-22», «23-28» и «29-33», по Фрунзенскому району и по Санкт-Петербургу.

Во Фрунзенском районе 2,3% учащихся не справились с работой; 27,4% учащихся оказались в группе со средними результатами;45,3% учащихся получили хороший результат и 25 % учащихся отлично выполнили ВПР по химии.

На    Диаграмме     2     дан   средний   процент   выполнения   заданий    группами
учащихся,  получивших баллы «1-10», «11-19», «20-27» и «28-33»  по Фрунзенскому

району.

Учащиеся, получившие р е з у л ь т а т «0-10», успешно справились с заданиями № 2 и № 4; плохо справились с заданиями № 1, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10и не справились с заданием повышенного уровня сложности № 12, №13 и №15.

Учащиеся, получившие результат «11-19», успешно справились с заданиями № 1 -8 и № 11; плохо справились с заданиями № 12-15.

Учащиеся, попавшие в группу «20-27», успешно справились практически со всеми заданиями, чуть хуже выполнив задания №13, №14 и №15.

Учащиеся, получившие результат «28-33», успешно справились п р а к т и ч е с к и со всеми заданиями.

Диаграмма 2. Ср. % выполнения заданий группами учащихся



·         Содержательный анализ ВПР по химии



ВПР по химии, проведённая в 11-х классах, содержала программный материал курса химии 10-11 класса. Работа состояла из заданий базового и повышенного уровня.

По сравнению с Санкт-Петербургом среди заданий базового уровня наибольшие затруднения вызвали:

Задание    №3    «Периодический     закон       и    Периодическая    система      химических
элементов Д.И. Менделеева»;
Задание №8 «Электролитическая диссоциация. Сильные и         слабые            электролиты.
Реакции            ионного обмена. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная»;
Задание   №15    «Проведение   расчетов   с   использованием   понятия   «массовая    доля
вещества в растворе».
По сравнению с Санкт-Петербургом среди заданий повышенного    уровня наибольшие
затруднения вызвали:

Задание №13 «Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ».
Задание №14 «Взаимосвязь между основными     классами органических веществ».

·                  Рекомендации учителям химии


Учителям химии, учащиеся которых писали Всероссийскую проверочную работу, следует разобрать типичные ошибки с классом и индивидуально, а также более подробно остановиться на данных вопросах при повторении и обобщении курса химии в следующем учебном году с учащимися 10-х и 11-х классов.

В    случае, когда неуспешность выполнения задания является массовой, необходимо провести коррекцию и закрепление понятий, умений и навыков. Особое внимание следует уделить таким разделам химии как «Периодический закон и Периодическая система

химических         элементов  Д.И. Менделеева»; «Электролитическая диссоциация. Сильные и
слабые электролиты. Реакции          ионного  обмена.  Среда  водных  растворов:  кислая,

нейтральная, щелочная»; «Проведение расчетов с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»; «Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ»; «Взаимосвязь между основными классами органических веществ».

На уроках следует уделять внимание не только решению простейших заданий, но и сложных заданий, требующих умения обобщать и систематизировать материал.

Следует больше внимания уделять работе с тестами, в том числе содержащими одновременно несколько видов тестирования по предмету, развивая умение учащихся рационально использовать время при работе с тестовыми заданиями и с большим объёмом заданий.

Необходимо вырабатывать умения осмысленного чтения задания и написания учащимися верного требуемого ответа.



Методист ИМЦ Фрунзенского района                                                                         Е.И. Рушанская

Комментариев нет: