Педагоги Фрунзенского района

 Педагоги Фрунзенского района

Жирова Юлия Александровна

Жирова Юлия Александровна – учитель химии в средней общеобразовательной школе № 443 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Дипломант районного конкурса педагогических достижений в номинации «Мастерство учителя».



Из выступления на третьем этапе конкурса 2021/22 года.

«Тема моего мастер-класса «Расширяя границы».

О каких границах идёт речь и почему их нужно расширить?

Это границы понимания предмета Химия, а расширить их можно используя приёмы, которые я успешно использую на своих занятиях. К этому меня подтолкнула работа с детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

В 2018 г. Президент В.В. Путин в своём послании к Федеральному собранию сказал: «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Одной из форм проявления функциональной грамотности является естественнонаучная.

Предмет Химия входит в естественнонаучный цикл знаний — это наука про всё. Она познаёт мир, вырабатывает систему знаний о веществах, их взаимодействии, основываясь на фундаментальных законах природы.

Для овладения ею необходимо не только усвоить изучаемый материал, но и научиться применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Когда речь заходит о детях с задержкой психического развития, то о глубоких знаниях говорить не приходится, то функциональная грамотность достигается через развитие навыков и умений по предмету.

При изучении химии активизируются способности:

- наблюдать

- анализировать

- прогнозировать

- делать выводы

Развитие этих способностей позволяют расширить границы понимания предмета.

Перейдём от слов к делу!

На мой взгляд, изучение предмета Химия без практических занятий невозможно, поэтому во главе овладения навыков это обязательное их проведение.

Наблюдая собственными глазами, как протекают реакции, мы задействуем дополнительные каналы восприятия, повышая эффективность усвоения материала.

Постижение этой науки начинается с эмпирического уровня: наблюдения, осмысление увиденного. Затем происходит преобразование первоначальных знаний с помощью символов, формул, уравнений реакций. Потом ученик начинает размышлять, что же происходит на молекулярном, атомарном уровне.

Химия играет важную роль в жизни современного общества. Речь идёт не только о новых достижениях в области науки и техники, но и о соблюдении обычных правил безопасности. Химические вещества могут принести огромный вред всему живому при неправильном их использовании! Поэтому важно ответственно относиться к изучению химии.

Формирование умения ставить вопросы, развивает химическое мышление. Это важная задача при реализации функциональной грамотности. Казалось бы, что сложного задать вопрос, но от правильно сформулированного вопроса зависит верный ответ или действие.

Особенностью детей с зпр - нарушение интеллекта, которое может затрагивать такой аспект интеллектуальной деятельности как память. Как можно надёжно закрепить информацию в памяти. Как это сделать правильно? Используйте приёмы мнемотехники! Мнемотехника (или мнемоника) – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

В вопросе формирования функциональной грамотности также хочется отметить работу с текстом. Это читательские умения.

Работа по смысловому чтению направлена на:

- умение выделять главную мысль отдельных частей текста;

- структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя графические формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

Результатом работы на данном этапе глубокое понимание текста.

Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование.

Тема, которая была предложена неслучайна, поскольку детей с зпр с каждым годом становится всё больше. Практика показывает, что при таком обучении повышается активность учащихся на уроке, саморегуляция в обучении, вырабатываются умения и навыки работы. Тем самым повышается функциональная грамотность о которой говорил Президент В.В.Путин.»

 

      Ваульчикова Валентина Адамовна

   Образование: высшее педагогическое;

 стаж работы: 47 лет;

квалификационная  категория: высшая; 

место работы: ГБОУ СОШ №218.

Из характеристики: «На уроках излагает материал на высоком научном уровне, привлекает информацию о последних достижениях науки и техники, вводит в урок исторический региональный элемент. Неотъемлемой частью объяснения является демонстрационный эксперимент. На занятиях   Валентина Адамовна старается создать обстановку, располагающую к трудному, но увлекательному действию, творчеству. Атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, педагогика успеха, заинтересованность в результатах труда делает учёбу нетрудной, превращает её в источник положительных эмоций.  Активно использует информационно-коммуникационные технологии, интернет-ресурсы)».

Любимые направления работы

Более 15 лет занимается с учащимися исследовательской проектной деятельностью в школе. Каждый год  учащиеся 8- 11 классов защищают по 15-17  проектов. Лучшие работы   учащиеся защищают на различных конференциях:

1.Региональная научно - практическая конференция школьников с международным участием «Балтийский регион в современном мире: вчера, сегодня, завтра», которая проходит в 77 химической школе Петроградского района. Работы детей печатаются в сборнике района.  

Международная конференция - конкурс «Экологическое образование в  средней школе», проходящая  в  горном  университете. Дети  удачно  выступают. Работы также  печатают в экологическом  сборнике.




 


 

Каждый год учащиеся   защищают  свои проекты   на  НПК "Купчинские чтения". Постоянно занимают 1-2 места.

Несколько лет ведет  внеурочные занятия. Учащиеся готовят  выступления.  Показывают опыты младшим классам под рубрикой « Чудеса  своими  руками".

 


В течение  десяти лет является председателем   методического объединения естественного цикла.

 Разработана и используется на занятиях дополнительного образования авторская программа: «Историческое развитие естественных наук в Санкт – Петербурге».

Постоянно выступала на педагогической секции в 77 химической школе и  на педагогической конференции в Горном  университете, темы:

1.Привлечение  учащихся к исследовательской деятельности

2.Условия для развития творческих начал учащихся при изучении химии в урочное и  внеурочное  время

3.Воспитательное значение исследовательской деятельности для развития личности  школьника

4.Изучение естественных  наук через историческое  развитие Санкт-Петербурга

5.Размышление учителя о действенном изучении экологии в  школе

Ежегодно учащиеся 10-11 классов выезжают в горный университет, где преподаватели читают лекции, знакомят с лабораториями, музеем.

В канун дня рождения Д.И. Менделеева  учащиеся10 класса каждый год посещают музей, где знакомятся с  жизнью  этого  великого  человека. С учителем литературы был подготовлен проект «Менделеев и Блок-великие люди России». Был  поднят  целый пласт эпохи: история наука, музыка, живопись, литература.

Комментариев нет: