Функциональная грамотность

 


Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Еѐ смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни недостаточно. Важно уметь использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
 успешно решает разные бытовые проблемы;
 умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
 использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
 выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ 

«Главное не знания, а умения ими пользоваться» 

 Академик А.А.Леонтьев 

АКТУАЛЬНОСТЬ 

Современная школа нуждается в модернизации. Обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых  обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие  компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю  жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие  определённого уровня функциональной грамотности. Необходимо отметить, что в новом  Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности.  Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося,  а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в  профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса  выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность  человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и  деятельности на основе прикладных знаний». 

В учебных стандартах школ России вводится понятие химической грамотности, под  которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями  производить вычисления и решать задачи на определение массовой доли вещества в  растворе или количества вещества, нахождение массы веществ, но и получение  теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами  логического мышления. Такими же будут требования за пределами школы: в жизни надо  уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ,  стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в  консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств. 

Поэтому, в моей педагогической деятельности, возникла необходимость на своих  уроках формировать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть научить их  эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно  использовать в процессе социальной адаптации. 

Цель: Определение и апробация эффективных форм и методов достижения  обучающимися функциональной грамотности по предмету. 

Задачи: 

 1.Изучить теоретический материал о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках химии и биологии. 

 2.Начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии.

 3.Описать опыт применения различных технологий и диагностик.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с  понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения,  письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и  писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный,  многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно  сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии 

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек,  функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным,  социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. 

Роль предметов естественно научных дисциплин, имеющей множество «пограничных» с  другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку  эффективных путей и средств решения жизненно важных, для людей, задач и проблем  (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и другие). Функциональная  грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время  обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные  задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных  знаний, т.е. социализацию личности. 

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной  функциональной грамотности: 

Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях. Делать выводы. 

Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления Понимать методы научных исследований. 

Перечислять явления, факты, события. 

Сравнивать объекты,события,факты. 

Характеризовать объекты,события,факты. 

Анализировать события ,явления и т.д. 

Видеть суть проблемы. 

Составлять конспекты,планы ит.д. 

Одним из наиболее известных международных оценочных исследований,  основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная  программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International  Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР). 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

 Наиболее важным было определение методик, которые были бы пригодны для  формирования функциональной грамотности 

 Анализ методики Л.М.Перминовой по функциональной грамотности, позволил мне  начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии с целью достижения ими  функциональной грамотности. Для этого определила: 

Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению - химическая грамотность,  предмет - химия, обеспечивающий ее формирование. 

В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание стандарта с требованиями  учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь. 

Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами  минимального поля функциональной грамотности.. Наиболее важным было определение методик,  которые были бы пригодны для формирования функциональной 


грамотности. Владение ФГ  связано с умением ученика использовать эти методики в своей повседневной деятельности.

Одним из методов формирования функциональной грамотности является  химический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и  коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в  учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся.  Использование на уроках виртуальной химической лаборатории значительно повышает  интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий. 

Другой метод – метод проектов. Формирует способности адаптироваться в  изменяющихся условиях, ориентироваться в разных ситуациях, работать в различных  коллективах. 

Использование игровых технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид  деятельности в различных ситуациях, направленных на создание и усвоение  общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление  поведением. 

Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное  обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение,  неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет  развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к  нестандартным решениям, гибкость ума, мобильность, информационная и  коммуникативная культура. 

На уроках часто провожу работы с текстом. Ученик должен понимать тексты  различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и  излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с разными текстами, такими  как научные статьи, биографии ученых, документы, статьи из газет и журналов,  инструкции и т.п. 

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности у  обучающихся на уроках химии в 8-х классах. 

1.Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение  всех правил безопасности; 

2.Приобретение умений анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки  зрения безопасности жизнедеятельности учащихся и быстро принимать соответствующие  решения; 

3.Приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия решения в условиях  моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи; 4.Формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии. 

Примеры, при изучении различных тем программы.

Тема урока 

ЗУН 

Формы и методы 

Формируемые ф.г.

1 .Химическое  

оборудование. 

Устройство спиртовки и  пламени.

Знать строение. 

Уметь работать,  

использовать правила  ТБ

Алгоритм,  

практическая работа,  с/работа, контрольно оценочная  

деятельность

Правила работы с  

нагревательными  

приборами, оказания  первой мед. помощи  при ожогах.





2.Кислород. 

 Озон. 

Знать строение,  

значение, правила  

защиты и охраны  

озонового слоя.

Индуктивный,  

дедуктивный, тренинг,  контр. оценочная  

деятельность

Применение аэрозолей,  экологическая  

опасность.

3.Химические реакции. 

Знать процессы, уметь  проводить  

энергетические  

процессы, правила ТБ

Алгоритм, с/работа,  контрольно-оценочная  деятельность

Горение газа, топливо ,пожаротушители.

4.Кислоты. 

Знать строение,  

формулы, названия,  правила.ТБ

Алгоритм,  

практическая работа,  тренинг, контрольно оценочная  

деятельность.

Правила ТБ при работе  с кислотами, оказание  медицинской помощи  при ожогах чтение  

этикеток.

5.Щелочи. 

Знать строение,  

формулы, свойства,  правила ТБ

Алгоритм,  

практическая работа,  тренинг, контрольно оценочная.  

деятельность

Прав. Тб при работе с  щелочами, оказан мед.  помощи, чтение  

этикеток

6. Галогены. 

Знать строение,  

свойства, применение,  правила ТБ,

Алгоритм, практич.  работа, тренинг,  

контрольно-оценочная  деятельность.

Работа с 

отбеливателями,  

выведение пятен,  

использование бытовой  химии, чтение этикеток.

7. Металлы. 

Знать строение,  

свойства, применение,  правила ТБ

Алгоритм, практич.  работа, тренинг,  

контрольно-оценочная  деятельность

Работа с оксидами,  

щелочами, предметов  строительства.

8. Решение задач на  

массовую долю  

элемента.

Уметь решать задачи  прикладного характера

Алгоритм, с/работа,  контрольно-оценочная  деятельность

Работа по инструкции,  расчеты веществ в  

продуктах и т.д.


9.Решение задач по  

уравнениям химических  реакций.

Уметь решать задачи  прикладного  

характера.

Алгоритм, с/ работа,  контрольно-оценочн.  деятельность

Работа по инструкции,  расчет массы веществ в  быту.

 

Диагностический материал по изучению сформированности функциональной грамотности у  учащихся по химии в 8-ом классе ( примеры диагностик). 

Тема: Знание основных терминов, определений, умение оперировать ими 

(Диагностика к темам оформляется в виде таблицы ,используются специальные методики для  определения порогов и уровня подготовки класса ) 

ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ 

 8-а 35,7% 48,8% 15,5% 

 8-6 37% 62,9% 0% 

Тема:. Значение простых веществ, встречающихся в повседневной жизни. 

ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ 

 8-а 38,4% 46% 15,3% 

 8-6 37% 41% 7,4% 

Тема: Знание основных классов неорганических соединений, применяемых в  повседневной жизни. 

ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ 

 8-а 34,6% 53,8% 11,5% 

 8-6 37% 63% 0%

 

 

Большинство учащихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для  обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим. 

Использую на уроках также ситуационные задачи. 

– это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в  процессе работы с информацией: ознакомление -понимание-применение-анализ-синтез-оценка Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую  требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный  номер, а интересное название .Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос,  который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Примеры задач. 

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий.  Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами  элементах(за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б) 

Ответ: 

Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. 

Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. 

Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 

Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40. 

2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого  распространённого металла в природе. Какой металл вёз самолет и какие у него свойства? Почему  этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла) Ответ: 

Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий  металл. (2балла) 

3. Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими  пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад, 

Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст, 

Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг. 

Ответ: 

Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых  номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший  друг – это настоящий клад». 

4. Ознакомление с устройством спиртовки, пламени. 

1. При нагревании жидкости в пробирке вы… 

а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и  тетради, 

б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание, в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить кого нибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь. 

2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и  предлагает попить чайку- вы… 

а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на  рабочем столе, 

б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты. 

в/ предложите свой вариант. 

3. Вы получили ожог от пламени спиртовки 

а/ смазываете ожог зеленкой, 

б/ промоете раствором марганцовки, 

в/ смажете растительным маслом , 

г/ промоете и положите стерильную повязку. 

5.Галогены.

1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод,  морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок,  Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого  пятна. 

2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно а/ прекратить проведение опыта б/ вызвать учителя в/ открыть окно г/ одеть ватно-марлевую  повязку. 

6.Поведение в химической лаборатории 

Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и  предлагает попить чайку- вы… а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете”  место для пирожного на рабочем столе, б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся  опыты. в) предложите свой вариант.  

Как показывает опыт педагогической деятельности, ученики могут знать суть вопроса, но не  всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не  сформирована полностью. 

Основные признаки функциональной грамотности личности это человек самостоятельный,  познающий и умеющий жить среди людей, проявляющий активную гражданскую позицию. Думается, что функциональная грамотность, как совокупность многих умений или многих  грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом,

применяемыми в учебном и социальном  контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. 

“Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться ”

ХАЛЬКО З.А., учитель химии и биологии 

МБОУ «Сосново-Озерская СОШ № 2»  




                     ФОРМИРОВАНИЕ    ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ


 НА УРОКАХ ХИМИИ «Главное не знания, а умения ими пользоваться» Академик А.А.Леонтьев АКТУАЛЬНОСТЬ Современная школа нуждается в модернизации. Обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Необходимо отметить, что в новом Законе “Об образовании” сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». В учебных стандартах школ России вводится понятие химической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления и решать задачи на определение массовой доли вещества в растворе или количества вещества, нахождение массы веществ, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического языка, овладение элементами логического мышления. Такими же будут требования за пределами школы: в жизни надо уметь читать инструкции и этикетки по использованию различных химических веществ, стиральных порошков, чистящих средств в быту, приготовление растворов в консервировании, солении и т. д., читать инструкции по применению лекарств. Поэтому, в моей педагогической деятельности, возникла необходимость на своих уроках формировать естественнонаучную грамотность учащихся, то есть научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Цель: Определение и апробация эффективных форм и методов достижения обучающимися функциональной грамотности по предмету. Задачи: 1.Изучить теоретический материал о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках химии и биологии. 2.Начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии. 3.Описать опыт применения различных технологий и диагностик.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Роль предметов естественно научных дисциплин, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных, для людей, задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и другие). Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности:  Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.  Делать выводы.  Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления  Понимать методы научных исследований.  Перечислять явления, факты, события.  Сравнивать объекты,события,факты.  Характеризовать объекты,события,факты.  Анализировать события ,явления и т.д.  Видеть суть проблемы.  Составлять конспекты,планы ит.д. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований, основанных на концепции функциональной грамотности, является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Наиболее важным было определение методик, которые были бы пригодны для формирования функциональной грамотности Анализ методики Л.М.Перминовой по функциональной грамотности, позволил мне начать создавать образовательные маршруты для учащихся по химии с целью достижения ими функциональной грамотности. Для этого определила: Вид функциональной грамотности, подлежащей освоению - химическая грамотность, предмет - химия, обеспечивающий ее формирование. В образовательном стандарте по химии соотнесла содержание стандарта с требованиями учебной программы, определив, что учащиеся должны знать и уметь. Соотнесла вид функциональной грамотности – химическая грамотность, со сферами минимального поля функциональной грамотности.. Наиболее важным было определение методик, которые были бы пригодны для формирования функциональной грамотности. Владение ФГ связано с умением ученика использовать эти методики в своей повседневной деятельности.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является химический эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся. Использование на уроках виртуальной химической лаборатории значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий. Другой метод – метод проектов. Формирует способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разных ситуациях, работать в различных коллективах. Использование игровых технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в различных ситуациях, направленных на создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура. На уроках часто провожу работы с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с разными текстами, такими как научные статьи, биографии ученых, документы, статьи из газет и журналов, инструкции и т.п. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии в 8-х классах. 1.Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности; 2.Приобретение умений анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности учащихся и быстро принимать соответствующие решения; 3.Приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия решения в условиях моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи; 4.Формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии. Примеры, при изучении различных тем программы. Тема урока ЗУН Формы и методы Формируемые ф.г. 1 .Химическое оборудование. Устройство спиртовки и пламени. Знать строение. Уметь работать, использовать правила ТБ Алгоритм, практическая работа, с/работа, контрольнооценочная деятельность Правила работы с нагревательными приборами, оказания первой мед. помощи при ожогах. 2.Кислород. Озон. Знать строение, значение, правила защиты и охраны озонового слоя. Индуктивный, дедуктивный, тренинг, контр. оценочная деятельность Применение аэрозолей, экологическая опасность. 3.Химические реакции. Знать процессы, уметь проводить энергетические процессы, правила ТБ Алгоритм, с/работа, контрольно-оценочная деятельность Горение газа, топливо ,пожаротушители
4.Кислоты. Знать строение, формулы, названия, правила.ТБ Алгоритм, практическая работа, тренинг, контрольнооценочная деятельность. Правила ТБ при работе с кислотами, оказание медицинской помощи при ожогах чтение этикеток. 5.Щелочи. Знать строение, формулы, свойства, правила ТБ Алгоритм, практическая работа, тренинг, контрольнооценочная. деятельность Прав. Тб при работе с щелочами, оказан мед. помощи, чтение этикеток 6. Галогены. Знать строение, свойства, применение, правила ТБ, Алгоритм, практич. работа, тренинг, контрольно-оценочная деятельность. Работа с отбеливателями, выведение пятен, использование бытовой химии, чтение этикеток. 7. Металлы. Знать строение, свойства, применение, правила ТБ Алгоритм, практич. работа, тренинг, контрольно-оценочная деятельность Работа с оксидами, щелочами, предметов строительства. 8. Решение задач на массовую долю элемента. Уметь решать задачи прикладного характера Алгоритм, с/работа, контрольно-оценочная деятельность Работа по инструкции, расчеты веществ в продуктах и т.д. 9.Решение задач по уравнениям химических реакций. Уметь решать задачи прикладного характера. Алгоритм, с/ работа, контрольно-оценочн. деятельность Работа по инструкции, расчет массы веществ в быту. Диагностический материал по изучению сформированности функциональной грамотности у учащихся по химии в 8-ом классе ( примеры диагностик). Тема: Знание основных терминов, определений, умение оперировать ими (Диагностика к темам оформляется в виде таблицы ,используются специальные методики для определения порогов и уровня подготовки класса ) ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ 8-а 35,7% 48,8% 15,5% 8-6 37% 62,9% 0% Тема:. Значение простых веществ, встречающихся в повседневной жизни. ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ 8-а 38,4% 46% 15,3% 8-6 37% 41% 7,4% Тема: Знание основных классов неорганических соединений, применяемых в повседневной жизни. ОПТИМАЛЬНОЕ ДОПУСТИМОЕ КРИТИЧЕСКОЕ 8-а 34,6% 53,8% 11,5% 8-6 37% 63% 0%
Большинство учащихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим. Использую на уроках также ситуационные задачи. – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление -понимание-применение-анализ-синтез-оценка Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название .Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Примеры задач. 1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах(за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б) Ответ:  Рутений (Ru) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57.  Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37.  Франций (Fr) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35  Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40. 2.Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Какой металл вёз самолет и какие у него свойства? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?(2 балла) Ответ: Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его - легкий, блестящий металл. (2балла) 3. Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад, Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст, Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг. Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад». 4. Ознакомление с устройством спиртовки, пламени. 1. При нагревании жидкости в пробирке вы… а/ наливаете жидкости побольше, чтобы посильнее плескалось и брызгало, заливало стол и тетради, б/ нагревая, заглядываете внутрь пробирки в надежде увидеть скорейшее закипание, в/ помните, что держать горячую пробирку пальцами, неудобно, вы должны заставить когонибудь из соседей сделать это или положите пробирку на свою тетрадь. 2. Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку- вы… а/ завариваете чаек на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе, б/ приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты. в/ предложите свой вариант. 3. Вы получили ожог от пламени спиртовки а/ смазываете ожог зеленкой, б/ промоете раствором марганцовки, в/ смажете растительным маслом , г/ промоете и положите стерильную повязку. 5.Галогены.


1. Вам надо удалить пятна различного происхождения: ржавчина, сливочное масло, кофе, йод, морковный сок, вишневый сок мясной соус. В вашем расположении: персоль, стиральный порошок, Уф - лампа, зубной порошок, бензин, лимонная кислота. Подберите средства выведения для каждого пятна. 2. В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Чтобы не надышаться, нужно а/ прекратить проведение опыта б/ вызвать учителя в/ открыть окно г/ одеть ватно-марлевую повязку. 6.Поведение в химической лаборатории Представьте, что работаете в химической лаборатории и подруга принесла пирожное и предлагает попить чайку- вы… а) завариваете чай на спиртовке в химическом стакане и “расчищаете” место для пирожного на рабочем столе, б) приглашаете зайти в другую комнату, где не проводятся опыты. в) предложите свой вариант. Как показывает опыт педагогической деятельности, ученики могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью. Основные признаки функциональной грамотности личности это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, проявляющий активную гражданскую позицию. Думается, что функциональная грамотность, как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. “Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться ”




Комментариев нет: