понедельник, 6 мая 2013 г.

Методический отчет



Анализ методической деятельности
Рушанской Е.И.(методист МО учителей химии ИМЦ Фрунзенского района)

       МО учителей химии объединяет  46 человек. Во Фрунзенском районе 46 ОУ, из них 2 реализуют повышенный (углубленный) уровень изучения химии: ГБОУ средняя школа №230 и лицей №299. Все педагоги, работающие в районе, имеют высшее профессиональное образование (100%). Средний педагогический стаж составляет  28 лет; средний возраст 48 лет. Из 46 человек 34 имеют высшую квалификационную категорию, 8 - первую, 4 - без категории.

 Для эффективной деятельности в условиях подготовки к переходу на новые стандарты существенным фактором является кадровый состав, его профессиональный уровень, опыт работы. Учитель в первую очередь должен осмыслить, понять и перестроить свою работу, исходя из требований ФГОС.
     Большинство преподавателей имеют высокий уровень профессиональной компетентности для освоения новых тенденций в образовании. Участие учителей в фестивале-конкурсе "Петербургский урок. Работаем по новым стандартам." (ноябрь), городском образовательном марафоне "Работаем по новым стандартам." (март), районном семинаре "Система методической работы, обеспечивающей рост профессиональной компетентности учителя химии в условиях подготовки перехода на стандарты второго поколения основной школы" (февраль) - яркое тому подтверждение.
   
   Главным направлением методической работы стала подготовка к переходу на стандарты второго поколения. Необходимо уже сейчас проанализировать документальную базу новых стандартов, помочь выбрать и спланировать продуктивные виды деятельности учителя и учащихся, правильно поставить цели и задачи в работе педагога, понять отличие стандартов второго поколения от ныне действующих 2004 года.


    Целью работы в прошлом учебном году была методическая поддержка учителя в процессе перехода на стандарты второго поколения. В связи с этим были поставлены задачи:
1)изучить нормативные документы стандартов второго поколения;
2)проанализировать опыт педагогов и его использование в условиях перехода на стандарты второго поколения;
3)провести районный семинар МО учителей химии на тему: «Система методической работы, обеспечивающей рост профессиональной компетентности учителя химии в условиях подготовки перехода на стандарты второго поколения основной школы»;
4)организовать презентацию и распространение эффективного опыта педагогов;
5)осуществлять индивидуальные консультации учителей;
6)анализировать уровень преподавания химии в районе.

Методическая работа в 2012/13 учебных годах, направленная на решение поставленных задач:

Этапы работы
Участники
Место проведения
Сроки
Результат
1.
Изучение нормативных документов
Методист «ИМЦ» творческая группа
ОУ района
В течение года
Проведение районного семинара
2.
Посещение занятий, уроков педагогов
Методист «ИМЦ» Рушанская Е.И.
1)Солощева Н.В.
2)Самойлова И.А.
3)Ваульчикова В.А.
4)Бельская Н.П.
5)Лазарева И.Е.
6)Орлова Т.Н.
ГБОУ №365
№363
№218
№303
№230
№299
Ноябрь-февраль
Обобщение и распространение опыта
3.








Районный семинар МО учителей химии на тему: «Система методической работы, обеспечивающей рост профессиональной компетентности учителя химии в условиях подготовки перехода на стандарты Второго поколения основной школы»
Методист «ИМЦ» Рушанская Е.И. и учителя района, администрация ОГБОУ
ГБОУ №365
8 февраля 2013
Методическое сопровождение учителя в условиях перехода на новые стандарты
4.
Участие учителей МО в районном конкурсе «Петербургский урок. Работаем по новым стандартам».
Самойлова И.А. учитель химии ГБОУ № 365, дипломант конкурса
ИМЦ Фрунзенского района
Ноябрь
2012
Распространение и тиражирование опыта работы
5.
Участие в городской конференции «Процесс перехода на новый стандарты второго поколения в преподавании химии»
Лоханова И.Н. учитель химии ГБОУ №316 Бельская Н.П. учитель химии ГБОУ №303
СПб АППО,
ГБОУ СШ №77
Март 2013
Участие в городском мероприятии, обмен опытом
6.
Консультация учителей
Рушанская Е.И. методист «ИМЦ» учителя района
ГБОУ №444
В течение  года (по средам)
Решение индивидуальных вопросов
7.
Диагностика и аналитическая деятельность, районная контрольная работа в  8 классах АИС «Знак»
Учителя ОУ Фрунзенского района
ОУ
Апрель
Мониторинг качества работы
8.
Информационное обеспечение
Рушанская Е.И. создание информационного блога eruscha.blogspot.com

В течение года
Информирование и сопровождение работы



Методический анализ районного семинара учителей химии.

Тема семинара: "Система методической работы, обеспечивающей рост  профессиональной компетентности учителя химии в условиях подготовки перехода на стандарты второго поколения основной школы".
Дата проведения: 08.02.2013.
Место проведения: ГБОУ средняя школа № 365 Фрунзенского района.

Присутствовали: всего 20 человек, в том числе методист "ИМЦ" Фрунзенского района Рушанская Е.И., администрация ГБОУ СШ № 365, учителя химии Фрунзенского района.

   Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно обсуждается введение в школу Федеральных государственных стандартов второго поколения. Происходящая всеобъемлющая модернизация образования ставит педагогов один на один с вопросом: "Как в свете новых требований к школе и результатам образованияэ ффективно учить детей?»
Целью семинара было рассмотреть основные концепции ФГОС в контексте изучения химии.
Задачи, поставленные перед участниками семинара:
     -сравнить стандарты образования 2004 года и ФГОС второго поколения;
     -познакомить учителей с основными положениями, требованиями новых стандартов;
     -изучить принципы системно-деятельностного подхода в обучении;
     -на примере открытого урока в 9 классе(«Нитраты в продуктах питания», учитель: Солощева Н.В., учитель химии высшей категории, ГБОУ СШ № 365) проанализировать практическое внедрение требований ФГОС второго поколения в работу учителя;
       -ознакомиться с опытом работы коллег по организации исследовательской деятельности на уроках химии;
 -сравнить исследовательскую деятельность учащихся с проектной;
-обсудить актуальные вопросы преподавания химии за круглым столом, поделиться опытом работы.
В рамках проведения семинара был проведён открытый урок по химии в 9 классе «Нитраты в продуктах питания».При обсуждении результатов урока было отмечено, что он соответствует требованиям стандартов второго поколения. Учитель показал как формируются  предметные, метапредметные и личностные компетентности учащихся через проблемный характер изучения материала, исследовательскую работу с использованием информационных технологий(создание учебных презентаций по теме).Урок продемонстрировал развитие таких качеств личности как самостоятельность, креативность, ответственность, способность к самооценке и самоанализу. Партнерский стиль общения, психологическая комфортность и качество методического обеспечения позволили учителю и обучающимся достичь цели, поставленной и объявленной в начале урока.
В своем выступлении Е.Е.Шелухина (учитель химии высшей категории, завуч ГБОУ СШ № 365) познакомила участников семинара с основными принципами ФГОС (формированием у учащихся универсальных учебных действий УУД).
Одним из ключевых понятий становится системно-деятельностный подход в обучении и в связи с этим, важнейшими видами и формами организации деятельности становятся. исследовательская и проектная деятельность учащихся. Об этих формах подробно с примерами опыта работы выступали учителя химии Орлова Т.Н.(высшая квалификационная категория, ГБОУ лицей № 299) и Бельская Н.П. (учитель химии ГБОУ СОШ № 365,зав. По учебной работе).Очень ценным было сравнение этих форм деятельности.
О повышении познавательной активности на семинаре выступала Ваульчикова В.А. (учитель химии ГБОУ СОШ № 218),чей опыт работы по данной теме заслуживает тиражирования.

Ежегодной традицией в районе является проведение НПК "Купчинские чтения". В этом году на итоговой конференции были представлены 36 работ. 5 секций были сформированы на основе возрастных особенностей учащихся. Члены жюри отметили высокий уровень научности, информационно-технического представления работ. Многие из них выполнены на базе химических лабораторий (СПб ГУЗП "Водоканал", СПб ТУ). Две работы, представленные на НПК в районе, в дальнейшем получили дипломы второй и третьей степени на городской химической конференции (учитель: Самородницкая Ж.Л., ГБОУ №301). Особый интерес вызвали работы ребят, обучающихся в профильных школах с углубленным изучением химии (учитель: Орлова Т.Н., ГБОУ №299, Лазарева И.Е., ГБОУ №230). В перспективе развития НПК желательно предлагать учащимся темы, связанные с аспектами современной химической науки, чтобы усилить профориентационную мотивацию изучения химии как учебного предмета.

   Для мониторинга качества знаний в восьмом классе была проведена районная контрольная работа в формате АИС "Знак". Сроки проведения: 15.04 - 20.04.2013. В работе приняли участие 34 ОУ района, проанализировано 701 работа. Для мониторинга были выделены основные темы программы восьмого класса.

    Важной составляющей методической работы является повышение квалификации педагогических кадров. В 2013 году 2 педагога (Свердлова Е.Д. (ГБОУ №441) и Рушанская Е.И. (ГБОУ №444)) окончат курсы повышения квалификации (172 часа) при СПбАППО; 4 педагога стали экспертами работ ГИА, получив соответствующее удостоверение. Учитель ГБОУ №363 Самойлова И.А. приняла участие и стала дипломантом фестиваля-конкурса «Петербургский урок». «Работаем по новым стандартам».
    В рамках работы аттестующимися учителями была проведена экспертная оценка открытого мероприятия Ваульчиковой В.А. (ГБОУ №218) в районном семинаре «Развитие мотивации к ведению ЗОЖ у учащихся» (14.02.2013года) изучен и обобщен опыт ее работы.

    Подводя итоги работы за прошлый год, следует отметить, что поставленные цели и задачи достигнуты в достаточной мере. Планируя работу на следующий год надо обратить внимание на расширение использования информационных форм организации работы учителей, распространение опыта инновационных технологий.

Комментариев нет: