пятница, 12 февраля 2016 г.

Уважаемые коллеги!

     Уверена, что у каждого из Вас накопился багаж опыта, которым Вы могли бы поделиться с коллегами.
Это будет полезным и для учителей-коллег, и для Вас лично.
Вы сможете систематизировать накопленный материал и получите дополнительные баллы при аттестации.
Ознакомьтесь с действующей рубрикой СМИ на сайте http://edu-frn.spb.ru/smi/

ПРИМЕР СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТАТЬИ

Рогожина У.К.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКУМАХ

[Аннотация]
В статье описано применение проблемно-интегративного подхода при создании экологического практикума на примере практической работы «Эвтрофикация. Как замедлить этот процесс?». Приведены параметры интеграции, их классификация и примеры их отображения в содержании практикума.
[Актуализация проблемы и её место в современном образовании].
Экология сейчас перешла в разряд интегрированных дисциплин. Она включает в себя не только фундаментальные знания о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем (Чернова, 1981), но и достаточно крупный блок прикладной информации. В которую включены ценностно-ориентировочные компоненты, социально-экономические, а так же знания из различных фундаментальных дисциплин (химии, физики, географии, математики и др.), в связи, с чем строго дифференцированный подход к экологическому образованию является неэффективным (Винокурова, 1996). [Основная идея или цели и задачи] Из чего следует задача внедрения в экологическое образование педвуза интегративного подхода. В этой связи в экологическое образование студентов педвузов представляется целесообразным включение экологических практикумов, разработанных на основе проблемно-интегративного подхода [Теоретическое обоснование или теоретические положения] (Винокурова Н.Ф., Максимова В.Н., Нелюбина Е.Г., Шумейко А.А.). Внедрение интегрированных экологических практикумов в учебный процесс способствует развитию эколого-педагогической компетентности студентов в части гносеологического, праксиологического и аксиологического компонентов.
Логика разработанного интегрированного экологического практикума определяется проблематикой антропогенного воздействия на биосферу. Каждая работа освещает один из результатов воздействия человека на окружающую среду: изменение структуры земной поверхности, энергетического баланса, состава биоты, химического состава окружающей среды.
[Методика, технология, предложенная автором, могут быть методические рекомендации].® Здесь приводится в сокращенном варианте, могут быть добавлены схемы, таблицы, модели, рисунки.
Разрабатывая методический аппарат практикума мы отобрали содержательные параметры интеграции, включающие:
  • наличие ценностно-ориентировочных и социально-экономических компонентов, фундаментальных знаний,
  • интеграцию по экологическим проблемам
  • и на основе деятельного аспекта.
С опорой на «модель компьютерного сопровождения общеобразовательной и предметной подготовки бакалавров и магистров образования» (Барабанов, 2007), помимо содержательных параметров были выбраны и праксиологические параметры интеграции, к которым относятся различные виды и подвиды деятельности, уровни усвоения и типы использованных информационных ресурсов.
В работе «Эвтрофикация. Как замедлить этот процесс?» перечисленные параметры интеграции отображаются следующим образом.
В основе содержания работы лежит проблема преждевременного эвтрофирования водных объектов, развивающегося в условиях усиленного антропогенного воздействия.
В работе отражен результат воздействия человека на окружающую среду – изменение структуры земной поверхности (замена одной экосистемы другой в результате сукцессионных процессов).
Содержательные параметры интеграции:
Ценностно-ориентировочные компоненты представлены как информация (в том числе и фото) о водоемах, представляющих культурную, эстетическую ценность, подвергнутых ускоренному эвтрофированию, благодаря интенсивному антропогенному воздействию; об источниках загрязнения водоемов, среди которых и хозяйственно-бытовая деятельность человека (знакомясь с фотографиями и примерами эвтрофированных озер, зная о том какие вещества и виды человеческой деятельности вызывают ускоренное эвтрофирование, будущие специалисты будут учитывать их влияние, на водоем, планируя свою хозяйственную деятельность).
Социально – экономическая ценность чистоты водных (культурная, хозяйственно-питьевая, рекреационная значимость водных объектов).
В работе содержаться фундаментальные знания: химия (формулы веществ, ускоряющих эвтрофирование и образующихся в его процессе; химические реакции – балансовое уравнение фотосинтеза, реакция образования сероводорода из метана и сульфата кальция); экология (иллюстрированное описание стадий эвтрофирования медленно текущих пресных вод); математика (расчетная задача, связанная с вычислением объема сероводорода, образующегося в глубинных слоях морской воды); география (примеры эвтрофированных водных объектов, расположенных в различных частях Земли – Черное и Балтийское моря нашей страны, озера Севан в Армении, Эри в Канаде, Мичиган в США).
Так же следует отметить интеграцию экологического содержания на основе деятельного аспекта. Она отражает объективный процесс развития прикладных об­ластей экологического знания, таких как природопользование.(Винокурова, 1996) Содержание работы структурируется в последовательности: виды дея­тельности (с/х деятельность, хозяйственно-бытовая, добыча морепродуктов, промышленное производство) → изменения в природе (ускоренное зарастание водных объектов) →последствия для человека (уменьшение запасов чистой воды необходимой для питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования) → пути гармонизации отношений человека (обще­ства) с живой природой (уменьшение сброса сточных вод, водоочистка, применение сберегающих технологий, экономия расхода воды в быту).
[Вывод и/или результаты и/или дальнейшие пути разработки проблемы]. Разработанный в данном практикуме методический аппарат позволяет преподавателю реализовать индивидуальный подход к обучению, повысить степень самостоятельности студентов в учебном процессе, формировать у обучаемых многосторонний подход к рассмотрению экологических проблем в дальнейшей самостоятельной исследовательской и педагогической деятельности.

[Список источников]
Список источников
  1. Барабанов, В.В. Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки студентов естественно-научных и математических специальностей средствами гуманитарных технологий / В.В. Барабанов [и др.].- СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. – 268 с.
2.      Винокурова, Н.Ф. Интеграция экологических знаний / Н.Ф. Винокурова. – СПб.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 1996. – 76 с.
  1. Чернова, Н.М. Экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова. - М. Просвещение, 1981.-255 с.

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
Сайт
Сайт центра охраны дикой природы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://  www.biodiversity.ru
Электронная библиотека
Электронная библиотека «Новые технологии строительства»: заметки о качестве воздуха в помещениях: формальдегид, наши дома и здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libb.ru
Статья из электронного журнала
Петербургская семья [Электронный ресурс] : элктронное периодическое издание / "Имидж-компания "ИК "Артцентуриос". – СПб, 2006. – Режим доступа: http://www.spb-family.ru

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Статья из журнала
Аменд А. Ф.  Экологическое образование школьников и студентов / А. Ф. Аменд, А.А Саламат // Вестник экологического образования. – 2003 - № 4. – с. 13-14.
Книга
Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. Методические рекомендации / С.В. Алексеев – СПб, 1994.-56 с.
Монография

Александрова Н.М. Педагогическая система экологического образования в профессиональных учебных заведениях: Монография/ Н.М. Александрова. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2000. – 144 с.

Памятка о публикации результатов педагогической деятельности
У меня есть желание опубликоваться, но я не знаю с чего начать?

Если это подробное описание занятия, мероприятия – это методическая разработка.
Через ИМЦ публикуется в методической копилке и дает 5 баллов к аттестации.
Если это идеи, способы решения педагогической проблемы, результаты исследования, мысли о …, теоретический обзор – это статья.
Через ИМЦ публикуется в электронном СМИ и дает 20 баллов к аттестации.
Это вид материалов, по которым другой человек может провести занятие, мероприятие, почти не прибегая к дополнительной помощи и информации.
Это пошаговая инструкция проведения занятия, мероприятия (полностью готовый сценарий) с описанием наглядности, раздаточных материалов, оборудования и т.д.
Это вид материалов, из которых читатель может почерпнуть идеи, подходы, методы, технологии, результаты работы на которые стоит ориентироваться и тд.
Это вид материалов, где освещается актуальная педагогическая проблема, способы её решения на уровне методики и технологии, а также идеи, теоретические обзоры, результаты исследований.

Структура методической разработки.
          Название.
       Автор, должность, иногда место работы.
               Пояснительная записка.
             Цель.
            Задачи.
      Методы, используемые на занятии, мероприятии.
         Форма проведения занятия.
         Материально – техническое обеспечение.
       Подготовка к мероприятию и организация пространства.
                         Методические рекомендации (могут быть, могут не быть).
                        Подробный сценарий с указанием всех действующих лиц и их действий.
                  Список источников
Структура статьи.

        Название
       Аннотация
         Основное содержание
          актуализация проблемы и её место в современном образовании;
           цели и задачи работы            теоретическое обоснование или теоретические положения;            методика, технология, предложенная автором;          дальнейшие пути разработки проблемы или результат;
     Список источников.

Комментариев нет: