Статистическо-методический
анализ результатов ГИА по химии во Фрунзенском районе СПб в 2022 году.
1.
ГИА (ОГЭ-9 2022)
Всего: |
«2» чел./% |
«3» чел/ % |
«4» чел./% |
«5» чел./% |
|
Санкт-Петербург |
5032 |
89 (1,74%) |
1041 (20,40%) |
1526 (29,90%) |
2447 (47,95%) |
Фрунзенский р-н |
398 |
6 (1,51%) |
73 (18,34%) |
117 (29,4%) |
202 (50,75%) |
Анализ данных таблицы показывает, что ПКЗ участников ОГЭ во Фрунзенском районе (80,15%)
выше, чем по СПб. При этом, количество не сдавших экзамен ниже среднегородского
показателя.
В городской перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ в СПб, вошли
ГБОУ СОШ №230 и ГБОУ СОШ №325 Фрунзенского
района, где все участники ОГЭ (100% КЗ) показали высокий уровень знаний и
умений и получили отметки «4» и «5».
«Максимальное количество экзаменуемых написавших
работу на «отлично» в Василеостровском районе, Фрунзенском, Центральном,
Пушкинском, Колпинском районе.» (из статистического аналитического отчета ПМК
СПб 2022). Таким образом, по итогам ГИА (ОГЭ-9) по химии Фрунзенский район
вошел в группу пяти районов СПб, показавших высокие результаты ОГЭ-9.
Высокие результаты ОГЭ
в 2022 году показали учащиеся ОО Фрунзенского района (
в таблице приведены ОО, в которых количество сдававших более 5 человек):
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №230 |
45 |
4,98 |
ГБОУ СОШ №553 |
9 |
4,67 |
ГБОУ СОШ №292 |
8 |
4,62 |
ГБОУ СОШ №367 |
6 |
4,67 |
ГБОУ СОШ №587 |
6 |
5 |
Низкие результаты ОГЭ в 2022 году у обучающихся в ОО:
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №218 |
11 |
3,45 |
ГБОУ СОШ №215 |
4 |
2,75 |
ГБОУ СОШ №227 |
4 |
3,50 |
Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ
Краткая характеристика КИМ по
предмету
Варианты ОГЭ не меняются глобально, но с каждым годом вносятся
некоторые коррективы, направленные на уход от обычного текста к заданиям,
ориентированным на практику и демонстрацию умений, полученных за годы обучения.
В новой версии экзамена по химии 2022, появились задания на определение
атомного строения химического элемента и его краткой характеристике по таблице
Д.И.Менделеева, на выстраивание цепочки элементов, с учетом логичности
изменения их свойств по группам и периодам. На определение видовых типов химической
связи и химических свойств определенных веществ и оксидов, на умение обращаться
с веществами в лабораторных и бытовых условиях, опираясь на их химические
свойства и способность принести вред или пользу. Добавлены задачи на установку
соответствия на темы Валентность Степень окисления и Признаки химических
реакций. Внесены изменения в формат задания 2и3 в первой части, в заданиях
5,8,16 изменены требования к выбору ответа – множественный выбор. Задания 4,12
предполагают установление соответствия между позициями двух множеств. Введена
практическая часть - оценивание техники выполнения химического эксперимента:
оценивается непосредственно во время выполнения эксперимента участниками ОГЭ.
Работа состояла из
двух частей.
Часть 1 содержит 19 заданий
с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись
ответа в виде числа или последовательности цифр.
Часть 2 содержит 5
заданий: 4 задания этой части подразумевают запись развернутого ответа, одно
задание этой части предполагает выполнение реального химического эксперимента и
оформление его результатов.
Содержательный анализ выполнения
заданий КИМ ОГЭ
(ряд 1- процент
выполнения по региону в группах, получивших отметку «2»; ряд 2- процент
выполнения по региону в группах, получивших отметку «3»; ряд 3- процент
выполнения по региону, получивших отметку «4»; ряд 4 – процент выполнения по
региону, получивших отметку «5»)
На графике видно, что
наиболее сложными в выполнении (минимумы на графиках) оказались задания
базового уровня – 1, 3, 16, 19 и задание высокого уровня сложности № 22 (в трех
группах, кроме «высокобальников»). Наибольшая результативность и наивысший
средний процент выполнения (более 80%) отмечается при выполнении заданий
базового уровня № 2,5,6,7,11,15; задание повышенного уровня сложности № 4 и
задание № 20 высокого уровня сложности.
Задание № 16 – наименее результативное задание
(средний процент выполнения 34,86%) также направлено на знание правил
безопасной работы в школьной лаборатории, лабораторной посуды и оборудования,
способов разделения смесей и очистки веществ. Однако, если в случае выполнения
задания № 23 - «мысленного» эксперимента и непосредственно реального
эксперимента (задание № 24) связаны с умением показать практические навыки,
произвести «здесь и сейчас», во время экзамена, то в задании №16 необходимо
вспомнить и применить к решению задания знания, полученные в ходе выполнения
практических и лабораторных работ на уроке химии. Что не менее важно, в этом
задании присутствует неопределенность в количестве правильных ответов, что
сразу вносит некую неуверенность в правильности своих суждений у современных
выпускников. Задание №6 было выполнено с пониженной результативностью всеми
участниками экзамена. Это задание «пестрит» неоднозначными формулировками и
действительно является сложным для учеников. Неоднозначность приведенных
вариантов ответов запутывает их, хотя проверяемые элементы содержания – это
первоначальные понятия в химии: «Атомы и молекулы», «Химический элемент»,
«Простые и сложные вещества». В данном задании ученикам необходимо знать
сущность понятий, понимать разницу между химическим элементом и веществом. В
этом задании обязательно знание теории, предметного материала. Формулировки
иногда действительно заставляют ученика серьезно задуматься, но зная смысл
определений, суть разницы между веществом и химическим элементом, вполне можно
исключить однозначно неподходящие варианты и тем самым вычислить верные
варианты ответов.
Задания № 2,3,6 непосредственно связаны с Периодической таблицей химических
элементов (ПСХЭ) Д. И. Менделеева. Процент выполнения остальных заданий этой
группы – 2, 3, 6 достаточно высокий (средний процент выполнения заданий
77,31%), что говорит об усвоении в целом участниками умения составлять схемы
строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева и
понимании тем школьного курса химии «Строение атома. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева».
2.
ГИА (ЕГЭ 2022)
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету и КЗ в
2022 году во Фрунзенском районе по отношению к СПб
Участники ЕГЭ 2022 |
Всего: |
Не преодолевшие мин. порог |
Результат до 60 баллов |
Результат 61-80 баллов |
Результат 81-99 баллов |
Резуль тат 100 баллов |
Санкт-Петербург |
3307 |
24,25% |
35,74% |
25,05% |
14,46% |
18 чел. 0,5% |
Фрунзенский р-н |
193 |
24,3% |
37,38% |
21,96% |
15,42% |
2 чел. |
Средний балл по Санкт-Петербургу снизился по сравнению с 2021 годом на 5,5
пункта и составил в 2022 52,5. (В 2021 средний балл по СПб составил
58,01). По сравнению с 2021 годом снизилось и число участников, набравших 100
баллов…..
Сравнение результатов ЕГЭ во Фрунзенском районе в 2021/2022 г.г.
ЕГЭ |
Число участников |
Ср. балл |
Не преодолевшие мин. порог |
Набравшие свыше 80 баллов |
Набравшие 100 баллов |
2021 |
215 |
61,11 |
13,02% |
22,79% |
8 |
2022 |
193 |
53,48 |
24,3% |
15,42% |
2 |
Средний балл по СПб в 2022 составил 52,5, во Фрунзенском районе - 53,48.
В целом, результативность ЕГЭ 2022 года оказалась ниже, чем в 2021 году.
Следует отметить, что результативность общеобразовательных школ без профильных
классов снижается год от года.
Высокие результаты ЕГЭ 2022 показали выпускники ОО:
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №230 |
26 |
75,81 |
ГБОУ лицей №226 |
6 |
75,83 |
ГБОУ СОШ №325 |
6 |
76,33 |
ГБОУ СОШ №365 |
4 |
80 |
Низкие результаты ЕГЭ 2022 показали выпускники ОО:
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №202 |
4 |
29,75 |
ГБОУ СОШ №314 |
3 |
23,3 |
ГБОУ СОШ №443 |
3 |
19,67 |
ГБОУ СОШ №215 |
2 |
23,0 |
Методические рекомендации:
· Реализовывать
практическую составляющую уроков химии (эксперимент), акцентировать внимание на
технике безопасности, правилах обращения с химическими веществами, лабораторным
оборудованием, признаками протекающих химических реакций;
· Систематически
проводить отработку по выполнению типовых заданий, аналогичных заданиям КИМ ОГЭ
по химии, которая может быть организована в рамках различного вида контроля
знаний. Использовать различные формулировки условия задания, в различной форме,
в том числе и со свободным ответом, учить рассуждать и формулировать ответ;
· Формировать у
обучающихся общеучебных умений и навыков: поиск и переработка нужной
информации, представленной в различном виде, умение представлять переработанные
данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный вывод, развитие
смыслового чтения, развивать умение критически мыслить;
· Очень эффективно
/ тесно взаимодействовать с учителями математики, проводить интегрированные
уроки или межпредметные модули, с целью повышения уровня вычислительных навыков
обучающихся. Ежегодно выпускники допускают математические ошибки при составлении
баланса (неумение находить наименьшее общее кратное), в расчетных задачах и при
уравнивании уравнений химических реакций;
· Создать условия,
в том числе и материально-технические, для эффективной реализации вариативной
части ООП для содействия в достижении образовательных результатов по учебному
предмету «Химия»;
· Создавать и
пополнять банк заданий, аналогичных ВПР и ОГЭ по предмету, разрабатывать вместе
с учащимися (либо самостоятельно учениками) дидактический материал, в виде
различного представления информации: таблиц, схем, карт и др.
· Систематически
проверять умения учащихся правильно понимать и истолковывать задания КИМов;
· Больше времени
отводить на повторение номенклатуры химических соединений. Выпускники путают
названия соединений, не всегда могут сопоставить «название» и «формулу
соединения» и написать верную формулу по указанному названию;
· Подкреплять
интерес и мотивацию учащихся путем вовлечения в исследовательскую и проектную
деятельность, в том числе в межпредметные конкурсы, конференции
междисциплинарного характера;
· Использовать
демонстрационный эксперимент, использовать преемственность и подключать к
реализации эксперимента старшеклассников в рамках открытых мероприятий,
закреплять практические навыки у учащихся, заинтересовывать более младших
школьников;
· Отрабатывать
навыки решения стандартных задач различными методами, показывать несколько
вариантов решений, предлагать разные способы и вариативность в решении;
· Демонстрировать
задачи с нестандартными формулировками и способы их решения;
· Отрабатывать
навыки решения задач формата ГИА и их элементов с помощью цифровых и
дистанционных сервисов.
. Рекомендации по организации
дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки:
•
В рамках элективных/факультативных часов
организовывать дифференцированную работу среди групп учащихся с разным
подготовки дополнительно останавливаясь на сложных темах школьного курса химии;
•
Применение различных «проверенных» и
качественных цифровых ресурсов для отработки и закрепления материала,
выполнения домашнего задания;
•
Реализация на уроке групповой работы (например, в том числе и по созданию
интерактивного материала, дидактического материала, интеллект-карт и др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий