понедельник, 19 сентября 2022 г.

 

Статистическо-методический анализ результатов ГИА по химии во Фрунзенском районе СПб в 2022 году.

1.    ГИА (ОГЭ-9 2022)

Количество участников ОГЭ по учебному предмету и КЗ в 2022 году во Фрунзенском районе по отношению к СПб

 

Участники ОГЭ 2022

Всего:

«2»

чел./%

«3»

чел/ %

«4»

чел./%

«5»

чел./%

Санкт-Петербург

5032

89 (1,74%)

1041 (20,40%)

1526 (29,90%)

2447 (47,95%)

Фрунзенский р-н

398

6 (1,51%)

73 (18,34%)

117 (29,4%)

202 (50,75%)

 

Анализ данных таблицы показывает, что ПКЗ участников ОГЭ во Фрунзенском районе (80,15%) выше, чем по СПб. При этом, количество не сдавших экзамен ниже среднегородского показателя.

В городской перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ в СПб, вошли ГБОУ СОШ №230 и ГБОУ СОШ №325 Фрунзенского района, где все участники ОГЭ (100% КЗ) показали высокий уровень знаний и умений и получили отметки «4» и «5».

«Максимальное количество экзаменуемых написавших работу на «отлично» в Василеостровском районе, Фрунзенском, Центральном, Пушкинском, Колпинском районе.» (из статистического аналитического отчета ПМК СПб 2022). Таким образом, по итогам ГИА (ОГЭ-9) по химии Фрунзенский район вошел в группу пяти районов СПб, показавших высокие результаты ОГЭ-9.

Высокие результаты ОГЭ в 2022 году показали учащиеся ОО Фрунзенского района ( в таблице приведены ОО, в которых количество сдававших более 5 человек):

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №230

45

4,98

ГБОУ СОШ №553

9

4,67

ГБОУ СОШ №292

8

4,62

ГБОУ СОШ №367

6

4,67

ГБОУ СОШ №587

6

5

Низкие результаты ОГЭ в 2022 году у обучающихся в ОО:

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №218

11

3,45

ГБОУ СОШ №215

4

2,75

ГБОУ СОШ №227

4

3,50

 

 

Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ

Краткая характеристика КИМ по предмету

 

Варианты ОГЭ не меняются глобально, но с каждым годом вносятся некоторые коррективы, направленные на уход от обычного текста к заданиям, ориентированным на практику и демонстрацию умений, полученных за годы обучения. В новой версии экзамена по химии 2022, появились задания на определение атомного строения химического элемента и его краткой характеристике по таблице Д.И.Менделеева, на выстраивание цепочки элементов, с учетом логичности изменения их свойств по группам и периодам. На определение видовых типов химической связи и химических свойств определенных веществ и оксидов, на умение обращаться с веществами в лабораторных и бытовых условиях, опираясь на их химические свойства и способность принести вред или пользу. Добавлены задачи на установку соответствия на темы Валентность Степень окисления и Признаки химических реакций. Внесены изменения в формат задания 2и3 в первой части, в заданиях 5,8,16 изменены требования к выбору ответа – множественный выбор. Задания 4,12 предполагают установление соответствия между позициями двух множеств. Введена практическая часть - оценивание техники выполнения химического эксперимента: оценивается непосредственно во время выполнения эксперимента участниками ОГЭ.

Работа состояла из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.

Часть 2 содержит 5 заданий: 4 задания этой части подразумевают запись развернутого ответа, одно задание этой части предполагает выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.

 

Содержательный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ

 

 

(ряд 1- процент выполнения по региону в группах, получивших отметку «2»; ряд 2- процент выполнения по региону в группах, получивших отметку «3»; ряд 3- процент выполнения по региону, получивших отметку «4»; ряд 4 – процент выполнения по региону, получивших отметку «5»)

На графике видно, что наиболее сложными в выполнении (минимумы на графиках) оказались задания базового уровня – 1, 3, 16, 19 и задание высокого уровня сложности № 22 (в трех группах, кроме «высокобальников»). Наибольшая результативность и наивысший средний процент выполнения (более 80%) отмечается при выполнении заданий базового уровня № 2,5,6,7,11,15; задание повышенного уровня сложности № 4 и задание № 20 высокого уровня сложности.

Задание № 16 – наименее результативное задание (средний процент выполнения 34,86%) также направлено на знание правил безопасной работы в школьной лаборатории, лабораторной посуды и оборудования, способов разделения смесей и очистки веществ. Однако, если в случае выполнения задания № 23 - «мысленного» эксперимента и непосредственно реального эксперимента (задание № 24) связаны с умением показать практические навыки, произвести «здесь и сейчас», во время экзамена, то в задании №16 необходимо вспомнить и применить к решению задания знания, полученные в ходе выполнения практических и лабораторных работ на уроке химии. Что не менее важно, в этом задании присутствует неопределенность в количестве правильных ответов, что сразу вносит некую неуверенность в правильности своих суждений у современных выпускников. Задание №6 было выполнено с пониженной результативностью всеми участниками экзамена. Это задание «пестрит» неоднозначными формулировками и действительно является сложным для учеников. Неоднозначность приведенных вариантов ответов запутывает их, хотя проверяемые элементы содержания – это первоначальные понятия в химии: «Атомы и молекулы», «Химический элемент», «Простые и сложные вещества». В данном задании ученикам необходимо знать сущность понятий, понимать разницу между химическим элементом и веществом. В этом задании обязательно знание теории, предметного материала. Формулировки иногда действительно заставляют ученика серьезно задуматься, но зная смысл определений, суть разницы между веществом и химическим элементом, вполне можно исключить однозначно неподходящие варианты и тем самым вычислить верные варианты ответов.

Задания № 2,3,6 непосредственно связаны с Периодической таблицей химических элементов (ПСХЭ) Д. И. Менделеева. Процент выполнения остальных заданий этой группы – 2, 3, 6 достаточно высокий (средний процент выполнения заданий 77,31%), что говорит об усвоении в целом участниками умения составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева и понимании тем школьного курса химии «Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева».

 

2.    ГИА (ЕГЭ 2022)

 

Количество участников ЕГЭ по учебному предмету и КЗ в 2022 году во Фрунзенском районе по отношению к СПб

Участники ЕГЭ 2022

Всего:

Не преодолевшие мин. порог

Результат до 60 баллов

Результат 61-80 баллов

Результат 81-99 баллов

Резуль

тат 100 баллов

Санкт-Петербург

3307

24,25%

35,74%

25,05%

14,46%

18 чел.

0,5%

Фрунзенский р-н

193

24,3%

37,38%

21,96%

15,42%

2 чел.

 

Средний балл по Санкт-Петербургу снизился по сравнению с 2021 годом на 5,5 пункта и составил в 2022 52,5. (В 2021 средний балл по СПб составил 58,01). По сравнению с 2021 годом снизилось и число участников, набравших 100 баллов…..

Сравнение результатов ЕГЭ во Фрунзенском районе в 2021/2022 г.г.

ЕГЭ

Число участников

Ср. балл

Не преодолевшие мин. порог

Набравшие свыше 80 баллов

Набравшие 100 баллов

2021

215

61,11

13,02%

22,79%

8

2022

193

53,48

24,3%

15,42%

2

 

Средний балл по СПб в 2022 составил 52,5, во Фрунзенском районе - 53,48.

В целом, результативность ЕГЭ 2022 года оказалась ниже, чем в 2021 году. Следует отметить, что результативность общеобразовательных школ без профильных классов снижается год от года.

Высокие результаты ЕГЭ 2022 показали выпускники ОО:

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №230

 26

75,81

ГБОУ лицей №226

6

75,83

ГБОУ СОШ №325

6

76,33

ГБОУ СОШ №365

4

80

Низкие результаты ЕГЭ 2022 показали выпускники ОО:

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №202

4

29,75

ГБОУ СОШ №314

3

23,3

ГБОУ СОШ №443

3

19,67

ГБОУ СОШ №215

2

23,0

 

 

 

Методические рекомендации:

· Реализовывать практическую составляющую уроков химии (эксперимент), акцентировать внимание на технике безопасности, правилах обращения с химическими веществами, лабораторным оборудованием, признаками протекающих химических реакций;

· Систематически проводить отработку по выполнению типовых заданий, аналогичных заданиям КИМ ОГЭ по химии, которая может быть организована в рамках различного вида контроля знаний. Использовать различные формулировки условия задания, в различной форме, в том числе и со свободным ответом, учить рассуждать и формулировать ответ;

 · Формировать у обучающихся общеучебных умений и навыков: поиск и переработка нужной информации, представленной в различном виде, умение представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный вывод, развитие смыслового чтения, развивать умение критически мыслить;

· Очень эффективно / тесно взаимодействовать с учителями математики, проводить интегрированные уроки или межпредметные модули, с целью повышения уровня вычислительных навыков обучающихся. Ежегодно выпускники допускают математические ошибки при составлении баланса (неумение находить наименьшее общее кратное), в расчетных задачах и при уравнивании уравнений химических реакций;

· Создать условия, в том числе и материально-технические, для эффективной реализации вариативной части ООП для содействия в достижении образовательных результатов по учебному предмету «Химия»;

 · Создавать и пополнять банк заданий, аналогичных ВПР и ОГЭ по предмету, разрабатывать вместе с учащимися (либо самостоятельно учениками) дидактический материал, в виде различного представления информации: таблиц, схем, карт и др.

· Систематически проверять умения учащихся правильно понимать и истолковывать задания КИМов;

· Больше времени отводить на повторение номенклатуры химических соединений. Выпускники путают названия соединений, не всегда могут сопоставить «название» и «формулу соединения» и написать верную формулу по указанному названию;

· Подкреплять интерес и мотивацию учащихся путем вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность, в том числе в межпредметные конкурсы, конференции междисциплинарного характера;

· Использовать демонстрационный эксперимент, использовать преемственность и подключать к реализации эксперимента старшеклассников в рамках открытых мероприятий, закреплять практические навыки у учащихся, заинтересовывать более младших школьников;

· Отрабатывать навыки решения стандартных задач различными методами, показывать несколько вариантов решений, предлагать разные способы и вариативность в решении;

· Демонстрировать задачи с нестандартными формулировками и способы их решения;

 · Отрабатывать навыки решения задач формата ГИА и их элементов с помощью цифровых и дистанционных сервисов.

 

. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки:

 

                  В рамках элективных/факультативных часов организовывать дифференцированную работу среди групп учащихся с разным подготовки дополнительно останавливаясь на сложных темах школьного курса химии;

                  Применение различных «проверенных» и качественных цифровых ресурсов для отработки и закрепления материала, выполнения домашнего задания;

                  Реализация на уроке групповой работы (например, в том числе и по созданию

интерактивного материала, дидактического материала, интеллект-карт и др.).

 

 

 

 

Комментариев нет: