пятница, 22 сентября 2023 г.

 

Статистическо-аналитический анализ результатов ГИА по химии во Фрунзенском районе СПб в 2023 году.

1.    ГИА (ОГЭ-9 2023)

Количество участников ОГЭ по учебному предмету и КЗ в 2023 году во Фрунзенском районе по отношению к СПб

 

Участники ОГЭ 2023

Всего:

«2»

чел./%

«3»

чел/ %

«4»

чел./%

«5»

чел./%

Санкт-Петербург 2023

4710

55 (1,08%)

872 (17,10%)

1461 (28,66%)

2710 (53,16%)

Фрунзенский р-н

 2023 г.

2022 г.

418

 

398

7 (1,67%)

 

6 (1,51%)

81 (19,38%)

 

73 (18,34%)

101 (24,16%)

 

117 (29,4%)

229 (54,78%)

 

202 (50,75%)

 

Анализ данных таблицы показывает, что возросло:

 количество обучающихся-участников ОГЭ во Фрунзенском районе;

% участников, которые не смогли превысить минимальный порог для удовлетворительной оценки;

% участников, которые отлично справились с заданиями КИМ ОГЭ 2023.

 

В городской перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ в СПб, вошла ГБОУ СОШ №230 (13 место по СПб) и ГБОУ СОШ №325 (25 место по СПБ) Фрунзенского района, где все участники ОГЭ (100% КЗ) показали высокий уровень знаний и умений и получили отметки «4» и «5».

Высокие результаты ОГЭ в 2023 году показали учащиеся ОО Фрунзенского района (в таблице приведены ОО, в которых количество сдававших более 5 человек):

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №230

48

5

ГБОУ СОШ №316

8

5

ГБОУ лицей  №226

5

5

ГБОУ СОШ №492

8

4,88

ГБОУ СОШ №587

8

4,88

Низкие результаты ОГЭ в 2023 году у обучающихся в ОО:

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №218

6

3,67

ГБОУ СОШ №201

13

3,38

ГБОУ СОШ №360

7

3,61

ГБОУ СОШ №367

5

3,00

ГБОУ СОШ №295

9

3,56

Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ

Краткая характеристика КИМ по предмету

 Варианты КИМ ОГЭ направлены на уход от обычного текста к заданиям, ориентированным на практику и демонстрацию умений, полученных за годы обучения. В версии экзамена по химии 2023 есть задания на определение атомного строения химического элемента и его краткой характеристике по таблице Д.И.Менделеева, на выстраивание цепочки элементов, с учетом логичности изменения их свойств по группам и периодам. На определение видовых типов химической связи и химических свойств определенных веществ и оксидов, на умение обращаться с веществами в лабораторных и бытовых условиях, опираясь на их химические свойства и способность принести вред или пользу. Сохранены задачи на установку соответствия на темы «Валентность», «Степень окисления» и «Признаки химических реакций». Формат задания 2 и 3 в первой части, в заданиях 5,8,16 сохранены требования к выбору ответа – множественный выбор. Задания 4,12 предполагают установление соответствия между позициями двух множеств. Практическая часть - оценивание техники выполнения химического эксперимента: оценивается непосредственно во время выполнения эксперимента участниками ОГЭ, поэтому задание 24 (проведение реального эксперимента) не апеллируется.

Структура КИМ ОГЭ в 2023 году не изменилась по сравнению с 2022 годом.

Работа состояла из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.

Часть 2 содержит 5 заданий: 4 задания этой части подразумевают запись развернутого ответа, одно задание этой части предполагает выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.

 

Содержательный анализ выполнения заданий КИМ ОГЭ

Наиболее сложными в выполнении оказались задания базового уровня – 1, 3, 16, 19 и задание высокого уровня сложности № 22 (в трех группах, кроме «высокобальников»). Наибольшая результативность и наивысший средний процент выполнения (более 80%) отмечается при выполнении заданий базового уровня № 2,5,6,7,11,15; задание повышенного уровня сложности № 4 и задание № 20 высокого уровня сложности.

 НОВОЕ в критериях проверки в 2023 году!!! В задании 20 (ОВР) коэффициенты в уравнении засчитываются только в том случае, если ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕН ЭЛЕКТРОННЫЙ БАЛАНС!!! (Согласно формулировке текста задания: "Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции..."). Правильные коэффициенты, выставленные методом "подбора" при неправильном электронном балансе, НЕ засчитываются!!! 

Задание № 16 – наименее результативное задание (средний процент выполнения 34,86%) также направлено на знание правил безопасной работы в школьной лаборатории, лабораторной посуды и оборудования, способов разделения смесей и очистки веществ. Однако, если в случае выполнения задания № 23 - «мысленного» эксперимента и непосредственно реального эксперимента (задание № 24) связаны с умением показать практические навыки, произвести «здесь и сейчас», во время экзамена, то в задании №16 необходимо вспомнить и применить к решению задания знания, полученные в ходе выполнения практических и лабораторных работ на уроке химии. Что не менее важно, в этом задании присутствует неопределенность в количестве правильных ответов, что сразу вносит некую неуверенность в правильности своих суждений у современных выпускников. Задание №6 было выполнено с пониженной результативностью всеми участниками экзамена. Это задание «пестрит» неоднозначными формулировками и действительно является сложным для учеников. Неоднозначность приведенных вариантов ответов запутывает их, хотя проверяемые элементы содержания – это первоначальные понятия в химии: «Атомы и молекулы», «Химический элемент», «Простые и сложные вещества». В данном задании ученикам необходимо знать сущность понятий, понимать разницу между химическим элементом и веществом. В этом задании обязательно знание теории, предметного материала. Формулировки иногда действительно заставляют ученика серьезно задуматься, но зная смысл определений, суть разницы между веществом и химическим элементом, вполне можно исключить однозначно неподходящие варианты и тем самым вычислить верные варианты ответов.

Задания № 2,3,6 непосредственно связаны с Периодической таблицей химических элементов (ПСХЭ) Д. И. Менделеева. Процент выполнения остальных заданий этой группы – 2, 3, 6 достаточно высокий (средний процент выполнения заданий 77,31%), что говорит об усвоении в целом участниками умения составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева и понимании тем школьного курса химии «Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева».

 

2.    ГИА (ЕГЭ 2023)

Количество участников ЕГЭ по учебному предмету и КЗ в 2023 году во Фрунзенском районе по отношению к СПб

Участники ЕГЭ 2023

Всего:

Не преодолевшие мин. порог

Результат до 60 баллов

Результат 61-80 баллов

Результат 81-99 баллов

Резуль

тат 100 баллов

Санкт-Петербург

3307

24,25%

35,74%

25,05%

14,46%

18 чел.

0,5%

Фрунзенский р-н 2023 г.

 

2022 г.

178

 

193

 

11,80%

 

24,3%

 

 

37,38%

 

 

21,96%

28,09%

 

15,42%

 6 чел.

 

0,3%

 

Средний балл по Санкт-Петербургу повысился по сравнению с 2022 годом на 6,9 пунктов и составил в 2023 году 59,4. (В 2022 средний балл по СПб составил 52,5). По сравнению с 2022 годом возросло и число участников, набравших 100 баллов! Участники ЕГЭ, набравшие 100 баллов в СПб, преимущественно из Фрунзенского и Центрального района.

Сравнение результатов ЕГЭ во Фрунзенском районе в 2021-2023 г.г.

ЕГЭ

Число участников

Ср. балл

Не преодолевшие мин. порог

Набравшие свыше 80 баллов

Набравшие 100 баллов

2021

215

61,11

13,02%

22,79%

8

2022

193

53,48

24,3%

22,79%

2

2023

178

62,94

11,79%

28,09%

6

 

Средний балл по СПб в 2023 составил 59,4, во Фрунзенском районе – 62,94.

В целом, результативность ЕГЭ 2023 года оказалась выше, чем в 2022 году.

 

Высокие результаты ЕГЭ 2023 показали выпускники ОО:

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №230

 43

79,88

ГБОУ лицей №226

6

91,50

ГБОУ СОШ №298

5

74,80

ГБОУ СОШ №303

7

71,29

Низкие результаты ЕГЭ 2023 показали выпускники ОО:

ОО

Количество сдававших

Средний балл

ГБОУ СОШ №212

3

24,33

ГБОУ СОШ №314

2

26,50

ГБОУ СОШ №443

4

27,75

ГБОУ СОШ №360

3

10,67

 

 3.  Основные выводы и методические рекомендации для разных адресных групп

3.1 Выводы по итогам анализа выполнения заданий, групп заданий КИМ ОГЭ-9.

Обучающиеся района успешно справились с заданиями: Физический смысл порядкового номера хим. элемента (задание №2); Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая (задание №5);

Определять/ классифицировать принадлежность химических реакций к определенному типу. Классификация химических реакций (задание №11) Определять/классифицировать окислительно-восстановительные реакции. Знать понятие «окислитель», «восстановитель», «степень окисления» (задание №15). Задание, коррелирующее с данными проверяемыми элементами содержания в блоке заданий высокого уровня сложности также выполнено на высокий процент выполнения (задание 20 – средний процент выполнения 69,02%), что подтверждает факт освоенности учащимися 9-ых классов данной темы школьного курса химии основной школы. На качественно высоком уровне выпускники 9-ых классов 2023 года овладели основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни. Практическая часть работы выполнена выпускниками в среднем, с результатом 50%. Производить практический расчет / вычисление массовой доли химического элемента в веществе (задание №18).

 Участники ОГЭ-9 по химии текущего года на достаточно высоком уровне владеют перечисленными выше умениями: знать и уметь различать важнейшие химические понятия: химический элемент, вещество, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион. Невысокий процент выполнения задания №1 говорит о недостаточной сформированности первоначальных систематизированных представлений о химических элементах и о веществах, их превращениях и практическом применении. Проводить опыты, соблюдая технику безопасности, распознавать опытным путем растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония выпускники научились хорошо, но умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды, производить количественные расчеты, в том числе и для предотвращении техногенных и экологических катастроф не продемонстрировано на высоком уровне. Решение практикоориентированных расчетных задач пока является «дефицитным» элементом содержания курса химии основной школы;

Анализируя статистику выполнения задания №21 (средний процент выполнения – 59,66%), можно сделать вывод, что есть «пробелы» и при изучении химических свойств различных классов соединений. Учителям химии необходимо акцентировать внимание учащихся на данных темах, решать больше различных типов заданий: цепочки химических превращений, составление ионных уравнений реакций на основе молекулярных и наоборот, которые способствуют не только изучению, но и закреплению тематического материала. Выпускники демонстрируют от года к году более результативное выполнение заданий части 2 с развернутым ответом, что говорит об улучшении качества подготовки учащихся к решению заданий высокого уровня сложности.

3.2 Методические рекомендации по совершенствованию преподавания химии для обучающихся

 - Реализовывать практическую составляющую уроков химии (эксперимент), акцентировать внимание на технике безопасности, правилах обращения с химическими веществами, лабораторным оборудованием, признаками протекающих химических реакций;

- Систематически проводить тренировку по выполнению типовых заданий, аналогичных заданиям КИМ ОГЭ по химии, которая может быть организована в рамках различного вида контроля знаний. Использовать различные формулировки условия задания, в различной форме, в том числе и со свободным ответом, учить рассуждать и формулировать ответ;

- Формировать у обучающихся общеучебных умений и навыков: поиск и переработка нужной информации, представленной в различном виде, умение представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный вывод, развитие смыслового чтения, развивать умение критически мыслить;

- Очень эффективно / тесно взаимодействовать с учителями математики, проводить интегрированные уроки или межпредметные модули, с целью повышения уровня вычислительных навыков обучающихся. Ежегодно выпускники допускают математические ошибки при составлении баланса (неумение находить наименьшее общее кратное), в расчетных задачах и при уравнивании уравнений химических реакций;

 - Создать условия, в том числе и материально-технические, для эффективной реализации вариативной части ООП для содействия в достижении образовательных результатов по учебному предмету «Химия»;

 - Создавать и пополнять банк заданий, аналогичных ВПР и ОГЭ по предмету, разрабатывать вместе с учениками (либо самостоятельно учениками) дидактический материал, в виде различного представления информации: таблиц, схем, карт и др.

- Систематически проверять умения учащихся правильно понимать и истолковывать задания КИМов ОГЭ;

 - Больше времени отводить на повторение номенклатуры химических соединений. Выпускники путают названия соединений, не всегда могут сопоставить «название» и «формулу соединения» и написать верную формулу по указанному названию.

- Подкреплять интерес и мотивацию учащихся путем вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность, в том числе в межпредметные конкурсы, конференции междисциплинарного характера;

 - Использовать демонстрационный эксперимент, использовать преемственность и подключать к реализации эксперимента старшеклассников в рамках открытых мероприятий, закреплять практические навыки у учеников, заинтересовывать более младших школьников;

- Отрабатывать навыки решения стандартных задач различными методами, показывать несколько вариантов решений, предлагать разные способы и вариативность в решении;

- Демонстрировать задачи с нестандартными формулировками и способы их решения;

- Отрабатывать навыки решения задач формата ОГЭ и их элементов с помощью цифровых и дистанционных сервисов.

 3.2.1 Методические рекомендации для методиста района

- районному методическому объединению учителей химии провести семинар для учителей района, посвящённый содержательному анализу результатов выполнения заданий ОГЭ по химии в сентябре 2023 г.;

 

3.2.2 Методические рекомендации для школьного методического объединения

 - провести сравнительный анализ результатов ОГЭ: сравнить результаты школы, классов по заданиям с результатами района, города, сравнить результаты учеников с результатами других диагностических работ и оценками в журнале; подготовить выводы, обсудить их на заседании школьного методического объединения (далее – ШМО);

 - выявить методические дефициты педагогов, сформировать запросы на повышение квалификации учителей; - организовать обмен опытом педагогов по подготовке к работам в формате РДР;

- в дальнейшем – соотносить предметные дефициты учеников, выявленные в ОГЭ, с дефицитами, выявляемыми в других оценочных процедурах, в плановых административных, срезовых контрольных работах по предмету, выявлять динамику.

3.2.3 Методические рекомендации для работы учителя с классом

 - проанализировать результаты ОГЭ классов по заданиям, выявить предметные дефициты обучающихся и спланировать подготовку к ОГЭ в 2023 г. с учётом этих дефицитов;

- разработать и запланировать реализацию профилактических мер в части выявленных в ОГЭ предметных дефицитов по отношению к обучающимся предыдущих классов следующего года (корректировка программ, изменения в методике преподавания предмета, др.)


                                         Методист "ИМЦ" Екатерина Рушанская

Комментариев нет: