Статистическо-аналитический анализ результатов ГИА по
химии во Фрунзенском районе СПб в 2023 году.
1. ГИА (ОГЭ-9 2023)
Всего: |
«2» чел./% |
«3» чел/ % |
«4» чел./% |
«5» чел./% |
|
Санкт-Петербург 2023 |
4710 |
55 (1,08%) |
872 (17,10%) |
1461 (28,66%) |
2710 (53,16%) |
Фрунзенский р-н 2023 г. 2022 г. |
418 398 |
7 (1,67%) 6 (1,51%) |
81 (19,38%) 73 (18,34%) |
101 (24,16%) 117 (29,4%) |
229 (54,78%) 202 (50,75%) |
Анализ данных
таблицы показывает, что возросло:
количество обучающихся-участников
ОГЭ во Фрунзенском районе;
% участников, которые не смогли превысить минимальный порог для
удовлетворительной оценки;
% участников, которые отлично справились с заданиями КИМ ОГЭ 2023.
В городской перечень ОО,
продемонстрировавших наиболее высокие результаты ОГЭ в СПб, вошла ГБОУ СОШ №230
(13 место по СПб) и ГБОУ СОШ №325 (25 место по СПБ) Фрунзенского
района, где все участники ОГЭ (100% КЗ) показали высокий уровень знаний и
умений и получили отметки «4» и «5».
Высокие результаты ОГЭ в 2023 году показали учащиеся ОО Фрунзенского района (в таблице приведены
ОО, в которых количество сдававших более 5 человек):
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №230 |
48 |
5 |
ГБОУ СОШ №316 |
8 |
5 |
ГБОУ лицей №226 |
5 |
5 |
ГБОУ СОШ №492 |
8 |
4,88 |
ГБОУ СОШ №587 |
8 |
4,88 |
Низкие результаты ОГЭ в 2023 году у обучающихся в ОО:
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №218 |
6 |
3,67 |
ГБОУ СОШ №201 |
13 |
3,38 |
ГБОУ СОШ №360 |
7 |
3,61 |
ГБОУ СОШ №367 |
5 |
3,00 |
ГБОУ СОШ №295 |
9 |
3,56 |
Анализ результатов выполнения заданий КИМ ОГЭ
Краткая характеристика КИМ по
предмету
Варианты КИМ ОГЭ направлены на уход
от обычного текста к заданиям, ориентированным на практику и демонстрацию
умений, полученных за годы обучения. В версии экзамена по химии 2023 есть задания
на определение атомного строения химического элемента и его краткой
характеристике по таблице Д.И.Менделеева, на выстраивание цепочки элементов, с
учетом логичности изменения их свойств по группам и периодам. На определение
видовых типов химической связи и химических свойств определенных веществ и
оксидов, на умение обращаться с веществами в лабораторных и бытовых условиях,
опираясь на их химические свойства и способность принести вред или пользу.
Сохранены задачи на установку соответствия на темы «Валентность», «Степень
окисления» и «Признаки химических реакций». Формат задания 2 и 3 в первой
части, в заданиях 5,8,16 сохранены требования к выбору ответа – множественный
выбор. Задания 4,12 предполагают установление соответствия между позициями двух
множеств. Практическая часть - оценивание техники выполнения химического
эксперимента: оценивается непосредственно во время выполнения эксперимента
участниками ОГЭ, поэтому задание 24 (проведение реального эксперимента) не
апеллируется.
Структура КИМ ОГЭ в 2023 году не изменилась по сравнению с 2022 годом.
Работа
состояла из двух частей.
Часть 1
содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное
формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.
Часть 2
содержит 5 заданий: 4 задания этой части подразумевают запись развернутого
ответа, одно задание этой части предполагает выполнение реального химического
эксперимента и оформление его результатов.
Содержательный анализ выполнения
заданий КИМ ОГЭ
Наиболее сложными в выполнении оказались задания базового уровня – 1, 3,
16, 19 и задание высокого уровня сложности № 22 (в трех группах, кроме
«высокобальников»). Наибольшая результативность и наивысший средний процент
выполнения (более 80%) отмечается при выполнении заданий базового уровня №
2,5,6,7,11,15; задание повышенного уровня сложности № 4 и задание № 20 высокого
уровня сложности.
НОВОЕ в критериях
проверки в 2023 году!!! В задании 20 (ОВР) коэффициенты в уравнении
засчитываются только в том случае, если ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЕН ЭЛЕКТРОННЫЙ
БАЛАНС!!! (Согласно формулировке текста задания: "Используя метод
электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении
окислительно-восстановительной реакции..."). Правильные коэффициенты,
выставленные методом "подбора" при неправильном электронном
балансе, НЕ засчитываются!!!
Задание № 16 –
наименее результативное задание (средний процент выполнения 34,86%) также
направлено на знание правил безопасной работы в школьной лаборатории,
лабораторной посуды и оборудования, способов разделения смесей и очистки
веществ. Однако, если в случае выполнения задания № 23 - «мысленного»
эксперимента и непосредственно реального эксперимента (задание № 24) связаны с
умением показать практические навыки, произвести «здесь и сейчас», во время
экзамена, то в задании №16 необходимо вспомнить и применить к решению задания
знания, полученные в ходе выполнения практических и лабораторных работ на уроке
химии. Что не менее важно, в этом задании присутствует неопределенность в
количестве правильных ответов, что сразу вносит некую неуверенность в правильности
своих суждений у современных выпускников. Задание №6 было выполнено с
пониженной результативностью всеми участниками экзамена. Это задание «пестрит»
неоднозначными формулировками и действительно является сложным для учеников.
Неоднозначность приведенных вариантов ответов запутывает их, хотя проверяемые
элементы содержания – это первоначальные понятия в химии: «Атомы и молекулы»,
«Химический элемент», «Простые и сложные вещества». В данном задании ученикам
необходимо знать сущность понятий, понимать разницу между химическим элементом
и веществом. В этом задании обязательно знание теории, предметного материала.
Формулировки иногда действительно заставляют ученика серьезно задуматься, но
зная смысл определений, суть разницы между веществом и химическим элементом,
вполне можно исключить однозначно неподходящие варианты и тем самым вычислить
верные варианты ответов.
Задания № 2,3,6 непосредственно связаны с
Периодической таблицей химических элементов (ПСХЭ) Д. И. Менделеева. Процент
выполнения остальных заданий этой группы – 2, 3, 6 достаточно высокий (средний
процент выполнения заданий 77,31%), что говорит об усвоении в целом участниками
умения составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической
системы Д.И. Менделеева и понимании тем школьного курса химии «Строение атома.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы
Д.И. Менделеева».
2. ГИА (ЕГЭ 2023)
Количество участников ЕГЭ по учебному предмету и КЗ в 2023 году во
Фрунзенском районе по отношению к СПб
Участники ЕГЭ 2023 |
Всего: |
Не преодолевшие мин. порог |
Результат до 60 баллов |
Результат 61-80 баллов |
Результат 81-99 баллов |
Резуль тат 100 баллов |
Санкт-Петербург |
3307 |
24,25% |
35,74% |
25,05% |
14,46% |
18 чел. 0,5% |
Фрунзенский р-н 2023 г. 2022 г. |
178 193 |
11,80% 24,3% |
37,38% |
21,96% |
28,09% 15,42% |
0,3% |
Средний балл
по Санкт-Петербургу повысился по сравнению с 2022 годом на 6,9 пунктов и
составил в 2023 году 59,4. (В 2022 средний балл по СПб составил 52,5).
По сравнению с 2022 годом возросло и число участников, набравших 100 баллов!
Участники ЕГЭ, набравшие 100 баллов в СПб, преимущественно из Фрунзенского и
Центрального района.
Сравнение результатов ЕГЭ во Фрунзенском районе в 2021-2023 г.г.
ЕГЭ |
Число участников |
Ср. балл |
Не преодолевшие мин. порог |
Набравшие свыше 80 баллов |
Набравшие 100 баллов |
2021 |
215 |
61,11 |
13,02% |
22,79% |
8 |
2022 |
193 |
53,48 |
24,3% |
22,79% |
2 |
2023 |
178 |
62,94 |
11,79% |
28,09% |
6 |
Средний балл по СПб в 2023 составил 59,4, во Фрунзенском районе – 62,94.
В целом, результативность
ЕГЭ 2023 года оказалась выше, чем в 2022 году.
Высокие результаты ЕГЭ 2023 показали
выпускники ОО:
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №230 |
43 |
79,88 |
ГБОУ лицей №226 |
6 |
91,50 |
ГБОУ СОШ №298 |
5 |
74,80 |
ГБОУ СОШ №303 |
7 |
71,29 |
Низкие результаты ЕГЭ 2023 показали выпускники ОО:
ОО |
Количество сдававших |
Средний балл |
ГБОУ СОШ №212 |
3 |
24,33 |
ГБОУ СОШ №314 |
2 |
26,50 |
ГБОУ СОШ №443 |
4 |
27,75 |
ГБОУ СОШ №360 |
3 |
10,67 |
3. Основные выводы и методические рекомендации
для разных адресных групп
3.1 Выводы по итогам анализа выполнения заданий,
групп заданий КИМ ОГЭ-9.
Обучающиеся района успешно справились с заданиями:
Физический смысл порядкового номера хим. элемента (задание №2); Строение
вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая (задание №5);
Определять/ классифицировать принадлежность химических
реакций к определенному типу. Классификация химических реакций (задание №11) Определять/классифицировать
окислительно-восстановительные реакции. Знать понятие «окислитель»,
«восстановитель», «степень окисления» (задание №15). Задание, коррелирующее с
данными проверяемыми элементами содержания в блоке заданий высокого уровня
сложности также выполнено на высокий процент выполнения (задание 20 – средний
процент выполнения 69,02%), что подтверждает факт освоенности учащимися 9-ых
классов данной темы школьного курса химии основной школы. На качественно
высоком уровне выпускники 9-ых классов 2023 года овладели основами химической
грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные
ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни. Практическая часть работы выполнена
выпускниками в среднем, с результатом 50%. Производить практический расчет /
вычисление массовой доли химического элемента в веществе (задание №18).
Участники ОГЭ-9
по химии текущего года на достаточно высоком уровне владеют перечисленными выше
умениями: знать и уметь различать важнейшие химические понятия: химический
элемент, вещество, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы,
ион, катион, анион. Невысокий процент выполнения задания №1 говорит о
недостаточной сформированности первоначальных систематизированных представлений
о химических элементах и о веществах, их превращениях и практическом применении.
Проводить опыты, соблюдая технику безопасности, распознавать опытным путем
растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и
соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония
выпускники научились хорошо, но умение анализировать и планировать экологически
безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды,
производить количественные расчеты, в том числе и для предотвращении
техногенных и экологических катастроф не продемонстрировано на высоком уровне.
Решение практикоориентированных расчетных задач пока является «дефицитным»
элементом содержания курса химии основной школы;
Анализируя статистику выполнения задания №21 (средний
процент выполнения – 59,66%), можно сделать вывод, что есть «пробелы» и при
изучении химических свойств различных классов соединений. Учителям химии
необходимо акцентировать внимание учащихся на данных темах, решать больше
различных типов заданий: цепочки химических превращений, составление ионных
уравнений реакций на основе молекулярных и наоборот, которые способствуют не
только изучению, но и закреплению тематического материала. Выпускники демонстрируют
от года к году более результативное выполнение заданий части 2 с развернутым
ответом, что говорит об улучшении качества подготовки учащихся к решению
заданий высокого уровня сложности.
3.2 Методические рекомендации по совершенствованию
преподавания химии для обучающихся
- Реализовывать
практическую составляющую уроков химии (эксперимент), акцентировать внимание на
технике безопасности, правилах обращения с химическими веществами, лабораторным
оборудованием, признаками протекающих химических реакций;
- Систематически проводить тренировку по выполнению
типовых заданий, аналогичных заданиям КИМ ОГЭ по химии, которая может быть
организована в рамках различного вида контроля знаний. Использовать различные
формулировки условия задания, в различной форме, в том числе и со свободным
ответом, учить рассуждать и формулировать ответ;
- Формировать у обучающихся общеучебных умений и
навыков: поиск и переработка нужной информации, представленной в различном
виде, умение представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать
логически обоснованный вывод, развитие смыслового чтения, развивать умение
критически мыслить;
- Очень эффективно / тесно взаимодействовать с
учителями математики, проводить интегрированные уроки или межпредметные модули,
с целью повышения уровня вычислительных навыков обучающихся. Ежегодно
выпускники допускают математические ошибки при составлении баланса (неумение
находить наименьшее общее кратное), в расчетных задачах и при уравнивании
уравнений химических реакций;
- Создать
условия, в том числе и материально-технические, для эффективной реализации
вариативной части ООП для содействия в достижении образовательных результатов
по учебному предмету «Химия»;
- Создавать и
пополнять банк заданий, аналогичных ВПР и ОГЭ по предмету, разрабатывать вместе
с учениками (либо самостоятельно учениками) дидактический материал, в виде
различного представления информации: таблиц, схем, карт и др.
- Систематически проверять умения учащихся правильно
понимать и истолковывать задания КИМов ОГЭ;
- Больше
времени отводить на повторение номенклатуры химических соединений. Выпускники
путают названия соединений, не всегда могут сопоставить «название» и «формулу
соединения» и написать верную формулу по указанному названию.
- Подкреплять интерес и мотивацию учащихся путем
вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность, в том числе в
межпредметные конкурсы, конференции междисциплинарного характера;
- Использовать
демонстрационный эксперимент, использовать преемственность и подключать к
реализации эксперимента старшеклассников в рамках открытых мероприятий,
закреплять практические навыки у учеников, заинтересовывать более младших
школьников;
- Отрабатывать навыки решения стандартных задач
различными методами, показывать несколько вариантов решений, предлагать разные
способы и вариативность в решении;
- Демонстрировать задачи с нестандартными
формулировками и способы их решения;
- Отрабатывать навыки решения задач формата ОГЭ и их
элементов с помощью цифровых и дистанционных сервисов.
3.2.1 Методические
рекомендации для методиста района
-
районному методическому объединению учителей химии провести семинар для
учителей района, посвящённый содержательному анализу результатов выполнения
заданий ОГЭ по химии в сентябре 2023 г.;
3.2.2 Методические рекомендации для школьного
методического объединения
-
провести сравнительный анализ результатов ОГЭ: сравнить результаты школы,
классов по заданиям с результатами района, города, сравнить результаты учеников
с результатами других диагностических работ и оценками в журнале; подготовить
выводы, обсудить их на заседании школьного методического объединения (далее –
ШМО);
-
выявить методические дефициты педагогов, сформировать запросы на повышение
квалификации учителей; - организовать обмен опытом педагогов по
подготовке к работам в формате РДР;
-
в дальнейшем – соотносить предметные дефициты учеников, выявленные в ОГЭ, с
дефицитами, выявляемыми в других оценочных процедурах, в плановых
административных, срезовых контрольных работах по предмету, выявлять динамику.
3.2.3 Методические рекомендации для работы учителя
с классом
-
проанализировать результаты ОГЭ классов по заданиям, выявить предметные
дефициты обучающихся и спланировать подготовку к ОГЭ в 2023 г. с учётом этих
дефицитов;
-
разработать и запланировать реализацию профилактических мер в части выявленных
в ОГЭ предметных дефицитов по отношению к обучающимся предыдущих классов
следующего года (корректировка программ, изменения в методике преподавания
предмета, др.)
Методист "ИМЦ" Екатерина Рушанская
Комментариев нет:
Отправить комментарий